Родственники экс-главы Удмуртии начали терять деньги на асфальте
История «Автодормостпроекта» «Автодормостпроект» работает еще с советских времен, и новая глава в истории компании началась, когда руководить в ней принялись ближайшие родственники Александра Соловьева, к тому моменту - еще будущего главы Удмуртии. В 2004 году государственное унитарное предприятие возглавила Юлия Башкова - дочь Соловьева. Интересно, что работала она на этом предприятии с 1995 года. Казалось бы логично, что карьера Башковой при должном старании рано или поздно должна была привести ее в высокие кабинеты и на серьезные посты. Вот только с 1995 по 2003 она работала инструктором по спортивной части «Автодормостпроект». Юлия Башкова руководила предприятием и при его реорганизации из государственного унитарного в открытое акционерное общество, которое и возглавляла с 2007 году. Покинула пост генерального директора ОАО «Автодормостпроект» в 2010 году, когда стала заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики - головной организации заказывающей проектирование ремонтных работ все тому же «Автодормостпроекту», в случае его победы на конкурсе. Вот только республику тогда возглавлял строитель Александр Волков и он предпочитал строить школы и детские сады, а не дороги, что постоянно ставили ему в вину все водители Удмуртии. Поэтому автомобильная общественность с приходом к власти «дорожника» Александра Соловьева воспряла. При нем и действительно начали намного более активно проводить ремонт наиболее разрушенных автотрасс. Сказалось это и на «Автодормостпроекте», которым в 2014 году, когда главой Удмуртии стал Соловьев, Захар Милостивенко, гражданский муж другой дочери губернатора - Евгении Сирик. Период процветания… Анализ госзакупок и тендеров показывает, что с 2010 (когда Юлия Башкова стала замминистра транспорта и дорожного хозяйства) по 2015 год ОАО «Автодормостпроект» заключило 386 государственных контрактов и получило больше 520 млн рублей за их исполнение. При этом максимальная стоимость контрактов если и снижалась, то незначительно, поскольку часто компания выступала единственным поставщиком, участвующем в конкурсе. Стоит ли удивляться, что главным заказчиком в тендерах выступало министерство дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии, где заместителем министра трудилась Юлия Башкова. Один из экспертов, активист ОНФ Марат Хамидуллин, сумевший за последние пару лет добиться отмены десятков сомнительных тендеров по всей России на сотни миллионов бюджетных рублей, считает это решение властей Ижевска закономерным: «Отмена администрацией Ижевска контракта с ООО «Автодормостпроект» на проектирование проспекта Калашникова вполне закономерный шаг. Во-первых, исполнитель не выполнил взятые на себя обязательства в установленные договором сроки. И это логично, что заказчик в результате этого расторгает с ним договор. Во-вторых, ООО «Автодормостпроект», да и вообще, вся дорожная отрасль в республике обросла коррупционными скандалами». Хамидуллин вспоминает, что «на сомнительную деятельность данного подрядчика неоднократно обращала внимание и общественность республики. Однако прошлые республиканские власти эти сигналы игнорировали. А причину, почему они так поступали, мы узнали в апреле, после ареста главы Удмуртии Александра Соловьева». Обнародовать претензии к этому, по-своему эффективному, тандему «Миндотранс» - «Автодормостпроект», общественники решили весной 2016 года. Тогда, в условиях дефицита средств на ремонт дорог, только за март на статью «Выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильных дорог» было выделено около 45 млн. руб. В письме РОО «Автомобилисты Удмуртии» прямо указывалось, что в Миндортранс УР фактически постоянно финансирует монополиста. Вот что написали активисты: «Суммы за проекты впечатляют. Например, 12,35 млн руб за участок Пудвай-Сева в Глазовском районе. Далее, мы стали смотреть, что за компании выполняют такие дорогостоящие работы. Все тендеры выигрывает одна единственная компания ОАО «Автодормостпроект» по максимальной цене. Она же в единственном числе заявляется на все торги. Дальше еще интереснее. Генеральным директором компании ОАО «Автодормостпроект» является Милостивенко Захар Сергеевич депутат Гордумы 6 созыва г. Ижевска». Вспоминая о том письме Александр Тайгаров, руководитель республиканской общественной организации «Автомобилисты Удмуртии», говорит: «Это было не в прокуратуру, никуда. Это было просто... в администрацию, в социальные сети выкладывали. ...Мы раньше действовали более лояльно, привлекали внимание. Но в итоге никто ни силовые структуры, ни работники администрации, не придавали этому значения, не давали ход этим всем делам. И в итоге мы решили уже писать в Следственный комитет, в прокуратуру, в УФАС. Соответственно, когда есть заявления они обязаны реагировать. А тут еще сменилась власть, пришел Бречалов. Если бы был Соловьев, я думаю все равно замяли бы это дело.» …и конец прекрасной эпохи Если верить сайту госзакупок, то только за 2016 год компания взяла 45 контрактов, став, по сути, монополистом. Как следует из данных портала госзакупок, часто «Автодормостпроект» был единственным участником конкурса. Именно так Захару Милостивенко удалось показать прекарсные финансовые результаты: общая сумма выручки по прошлогодним контрактам составила 166,5 млн рублей. Все закончилось утром 4 апреля 2017 года, когда Александра Соловьёва задержали сотрудники ФСБ. Его этапировали в Москву, в Главное следственное управление Следственного комитета России. Сейчас он арестован по шестой части статьи 290 УК («Получение взятки в особо крупном размере») по подозрению в получении взятки на сумму 141,7 млн рублей. Находящемуся в Лефортово экс-губернатору грозит до 15 лет лишения свободы. Президент России Владимир Путин отказал ему в доверии, отправил в отставку и назначил на его место временно-исполняющим обязанности Александра Бречалова. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Юлия Башкова по собственному желанию покинула министерство. Но государственная машина имеет огромную инерцию и действует с оглядкой на возможные последствия в отдаленной перспективе. И пока суд не примет никаких окончательных решений по «делу дорожников», «Автодормостпроект» остается равноправным участником рынка услуг по проектированию дорожного строительства и ремонта. Именно поэтому компания достаточно успешно продолжает свою деятельность. Но теперь, когда все высокие покровители или под следствием, или в отставке, «Автодормостпроекту» приходится действовать в совсем иных условиях. Так, «Автодормостпроект» выиграл конкурс на проектирование проспекта имени Михаила Калашникова. Проспект должен был получиться пафосный, широкий, через весь город - по заслугам легендарного оружейника из Ижевска. Цена контракта на проектирование составила 42,3 млн рублей. Представить проект собирались уже в августе. А еще в мае власти Ижевска, проектировщики и архитекторы обсудили перспективы строительства проспекта и пришли к выводу, что магистраль обойдется в несколько миллиардов рублей. Кроме того, ее прокладка приведет к сносу торговых центров, частных жилых домов и садовых массивов, в результате чего бюджет понесет дополнительные расходы. «Автомобилисты Удмуртии» уже тогда нашли массу странностей в документации, по которой проводились торги. Александр Тайгаров рассказывает: «Было заявление в Следственный комитет и в УФАС, по поводу этих торгов, как раз с участием этой фирмы. Потом это привлекло внимание уже и администрации, в первую очередь, я так понимаю, что Александра Владимировича (Бречалова - прим.ред.). И так как стало понятно, что контора аффилирована с бывшими властями, и нашелся повод расторгнут контракт… Потому, что торги прошли не в честной конкуренции... поэтому, я так понимаю, что администрация решила не иметь дела с мошенниками». Согласно договору между компанией «Автодормостпроект» и «Службой городского строительства», до 7 июля организация должна была подготовить документацию но эти работы не выполнены. И теперь Горстрой Ижевска контракт расторг. В решении муниципальной организации дословно говорится следующее: «В связи с нарушением сроков выполнения первого этапа работ и, соответственно, в связи с тем, что ООО «Автодормостпроект» выполняет работу по муниципальному контракту настолько медленно, что окончание ее в установленные муниципальным контрактом сроки становится явно невозможным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством». Но даже не это стало самым серьезным ударом по «семье». 24 июня правоохранители задержали уже ушедшего с должности генерального директора «Автодормостпроект», депутата Городской думы Ижевска Захара Милостивенко. (То, как он оказался муниципальным депутатом, после прихода тестя на должность главы Удмуртии - это повод для отдельного расследования). В отношении него возбудили уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 178 УК России («Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в особо крупном размере»). Сейчас Милостивенко находится под домашним арестом сроком на два месяца. Пресс-служба Следственного управления СК России по Удмуртской Республике, ссылаясь на материалы оперативно-разыскной работы регионального управления ФСБ тогда сообщила: «В январе 2017 года депутат, действуя от имени ООО «Автодормостпроект», в сговоре с другими лицами заключил ограничивающее конкуренцию соглашение (картель), запрещенное в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в результате чего незаконно добился победы своей организации в аукционе на право заключения по выгодной для себя стоимости муниципального контракта на разработку документации по планировке территории, разработку проектной и рабочей документации, в том числе выполнение инженерных изысканий, по объекту «Строительство проспекта имени М.Т. Калашникова в г. Ижевске» (от ул. Удмуртская до ул. Союзная)». В результате совершенного преступления были существенно нарушены права добросовестных участников аукциона». Следствие считает, что право разработки проектной документации по строительству проспекта им. Калашникова в Ижевске ООО «Автодормостпроект» получило, перебив на аукционе предложение ООО «ПКБ Титан» всего на 2 рубля, снизив цену с 43 млн. руб. до 42 млн 999 тыс. 998 руб. Более того, как оказалось, схемы, отработанные в Удмуртии, «Автодормостпроект» пытался применить за пределами республики. Ижевский спрут попал под челябинский метеорит Практически одновременно с ижевскими антимонопольщиками Управление ФАС по Челябинской области обратило внимание на один из тендеров в котором участвовало ООО «Автодормостпроект». По мнению следствия, «Автодормостпроект» вступил в картельный сговор с ООО «Нива» и ООО «Тектоника». Слова заместителя руководителя УФАС России по Удмуртии Елены Стерховой приводит информагентство «Сусанин»: «Схема заключается в том, что на торги выходят несколько участников, предварительно согласовав свое поведение. Вся позиция была согласована, кто роняет цены, кто признается победителем. Если на торги выходят иные участники, кроме этих трех, то двое из них снижают цену до очень низкой, но потом оказывается, что у них не приложен какой-нибудь документ, и их заявки отклоняют, а последний, который дал более высокое предложение, остается победителем». Подобную схему три компании использовали, в частности, во время аукциона на проектирование проспекта Калашникова в Ижевске. Оказалось, что и в Челябинске эти компании действовали аналогично. По решению ФАС России, материалы передали в Ижевск, два дела объединят в одно. Таким образом, в Ижевске продолжают разбираться с наследием Александра Соловьева, находящегося под стражей в Лефортово по обвинению в крупной взятке. «Дело дорожников», которое касается практически всех родных и близких бывшего руководителя Удмуртской республики, приводит к отказу властей Ижевска от услуг дорожно-строительных компаний, аффилированных с семьей бывшего главы. Вот и деятельность «Автодормостпроекта», который многие годы находился под контролем связанных с Соловьевым людей, оказалась объектом тщательного уголовного расследования.