Войти в почту

Местная власть в шаговой доступности

Около 4 миллионов россиян не могут обратиться со своими проблемами в первичное звено власти — муниципалитеты. Большинство таких людей проживают не в отдалённых районах Крайнего Севера и тайги, а в агломерациях, объединивших городские и сельские поселения. Такие данные привёл 27 июля директор Фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. Тенденция к урбанизации привела к тому, что муниципальные образования укрупнили, а количество местных депутатов сократили. Нередко это приводит к тому, что жители попросту не знают, куда им обращаться с первоочередными вопросами. Кроме того, за последние шесть лет с 19 до 17 тысяч сократилось количество муниципалитетов в сельской местности. В Институте экономики города это вызывает тревогу. Согласно исследованиям Фонда, сначала на селе упраздняют муниципалитет, затем почту, а потом уже и школу с фельдшерско-акушерским пунктом. После чего село получает статус вымирающего — молодёжь жить туда не поедет. Масштабная реформа местного самоуправления началась в нашей стране в 2003 году. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к муниципальному уровню были отнесены такие вопросы, как составление бюджета поселения, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, дорожная деятельность, вопросы опеки и попечительства, организация культурного досуга и так далее. С тех пор в этот закон было внесено без малого 300 поправок. Кроме того, законодателям пришлось пересмотреть и сам принцип шаговой доступности местной власти, на котором базировался закон. Как объяснил »Парламентской газете« первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов, «шаговая доступность» муниципалитетов привела к огромному количеству чиновников, а значит, к размыванию ответственности. »Из-за этого людям трудно добиться правды", — сказал он. По его мнению, урбанизация неизбежна. Следовательно, также неизбежно было и укрупнение муниципальных округов. По действующим сейчас нормам местная власть считается малодоступной, если от мунициалитета жителю нужно добираться 15 километров, и недоступна — если это расстояние превышает 25 километров. Однако сегодня и эти нормы нуждаются в коррекции, ведь людям совсем необязательно ехать с каждым вопросом в муниципалитет, напоминает Катанандов, многие услуги можно получить в Интернете. По мнению главы поселения Черкизово Московской области Оксаны Шеменевой, её работа эффективна, если она имеет возможность обойти территорию, двор за двором, пешком или в крайнем случае объехать на велосипеде. Пока Черкизово не вошло в агломерацию, наподобие Химок или городского округа Домодедово. Однако действующее законодательство даёт региональным властям право почти все поселения присоединить к городским округам. И для этого есть веские причины — финансирование каждого сельсовета обходится бюджету в немалую сумму. «Нам требуется обеспечить баланс между доступностью для граждан и эффективностью работы муниципалитетов», — считает глава комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. Муниципалитеты должны перейти от площадного принципа работы с населением к точечному, считает директор «Института экономики города» Александр Пузанов. То есть местная власть должна решать наиболее горящие проблемы и тогда её доступность будет реальной, а не формальной. «Важно не количество чиновников, а качество работы власти», — подчёркивает сенатор Катанандов. С ним согласны и члены Общественной палаты России — они рекомендуют региональным властям вдумчиво подходить к слиянию муниципалитетов городских и сельских поселений. А гражданам в случае, если местная власть не выполняет своих функций и не реагирует на их просьбы, советуют обращаться во Всероссийский совет местного самоуправления или Прокуратуру РФ.

Местная власть в шаговой доступности
© Парламентская газета