Реиндустриализация потребовала переосмысления
Синхронизированная поддержка Новосибирская область может рассматриваться в качестве пилотного региона, который осуществляет собственную модель экономического развития, основанную на реализации основных конкурентных преимуществ территории — «на эффективных управленческих решениях, уникальных технологиях и на воплощении в жизнь принципа опоры на собственные силы», считает Владимир Городецкий. Такой путь стал возможен благодаря сохранению научно-образовательного и промышленного потенциала региона, созданию и развитию новых точек роста инновационно-технологического бизнеса. Новосибирскую область отличает диверсифицированная экономика, объем валового регионального продукта по итогам 2016 года составил 1,06 трлн руб. Регион обладает развитым инновационно-технологическим сегментом, доля которого в структуре ВРП не менее 23%, что на пять-шесть пунктов выше, чем в среднем по стране. Индустриальный комплекс Новосибирской области — это более 200 крупных и средних предприятий, 1,7 тыс. высокотехнологичных компаний, 95 тыс. частных предпринимателей. Новосибирский научно-образовательный комплекс — один из крупнейших в стране, включает 45 научно-исследовательских институтов РАН и 40 научных организаций других ведомств, научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» наукограда Кольцово. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, превышает 21 тыс. человек. В регионе действуют 24 вуза, включая Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ — участник проекта «5-100» и университет НТИ). Активно развивается инновационная инфраструктура — технопарки и индустриальные парки (Академпарк, Биотехнопарк, медицинский технопарк, промышленно-логистический парк), бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования и прототипирования, инжиниринговые центры, региональные институты развития. «В регионе сформировались не только предпосылки, но и значительный потенциал реиндустриализации: объекты высокотехнологичной, инновационной инфраструктуры являются стратегическим конкурентным преимуществом региона»,— отметил на международном форуме технологического развития «Технопром-2017» Владимир Городецкий. Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года утверждена постановлением правительства региона в апреле 2016 года. В июне 2016 года на форуме «Технопром-2016» в ходе визита в Новосибирскую область председателя правительства РФ Дмитрия Медведева были даны поручения о формировании рабочей группы и утверждении дорожной карты по реализации программы реиндустриализации. В августе 2016 года эта дорожная карта была утверждена рабочей группой во главе с вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем. В течение года состоялось три заседания рабочей группы, на которых были одобрены восемь флагманских проектов программы реиндустриализации. На сегодня флагманскими проектами программы реиндустриализации экономики Новосибирской области являются: «Промышленно-медицинский парк» (производство конструкций, эндопротезов, аппаратно-программных комплексов), «Одностенные углеродные нанотрубки Tuball» (новые материалы), «Национальная промышленная платформа автоматизации» (на основе концепции индустриального интернета), «Промбиотех» (организация промышленного производства современных биотехнологических препаратов и ферментов для кормопроизводства), «Биофармполис» (разработка и производство оригинальных биофармацевтических препаратов и субстанций антибиотиков), «Реализация технологий инициативы КИТ: катализаторы, инжиниринг, технологии» (по производству катализаторов-сорбентов), «Расширение производства телекоммуникационного оборудования на базе ООО „Предприятие „Элтекс“» (производство телекоммуникационного оборудования), «Индустриальный парк „Зеленая долина“» (развитие сферы высокотехнологичной медицинской помощи). По итогам заседания рабочей группы под председательством вице-премьера правительства РФ даны поручения федеральным органам исполнительной власти и институтам развития по оказанию проектам мер государственной поддержки. С федерацией синхронизирована и региональная поддержка проектов. «Например, Российским фондом развития промышленности был предоставлен льготный кредит группе компаний OCSiAl в размере 300 млн руб. под 5% на пять лет. Также при Минпромторге России образована рабочая группа по развитию линейки продуктов, которые могут производиться с использованием одностенных углеродных нанотрубок. На региональном уровне проекту предоставлена поддержка в размере 70 млн руб.»,— объяснил Владимир Городецкий. Уникальность программы реиндустриализации, по мнению Владимира Городецкого, заключается в том, что она нацелена на реализацию научно-инновационного потенциала не только Новосибирской области, но и других регионов Сибири. Проекты «Электроника Сибири» и «Промбиотех» охватывают сразу три сибирских региона, «Биотехнологическая инициатива» — семь, а «Медицинский промышленный парк» — 10. «Соответственно, и возможности этих проектов даже не федерального уровня, их продукты и услуги способны конкурировать на мировом рынке, с лучшими инновационными центрами и предприятиями. Благодаря этому Новосибирская область в том числе упрочивает свой статус инновационного лидера Сибирского макрорегиона»,— убежден губернатор. По его словам дополнительные перспективы у региона открываются в связи с деятельностью Евразийского экономического союза, а также усилением тенденций на развитие экономического сотрудничества России со странами Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем и Индией. Новый виток Сейчас, когда основные инструменты поддержки технологического развития запущены и работают, по словам Владимира Городецкого, начинается новый этап реализации программы реиндустриализации экономики Новосибирской области — этап переосмысления. «Нами наработан определенный опыт в рамках реализации программы реиндустриализации. Однако мир не стоит на месте. Более того, изменения становятся все более быстрыми»,— подчеркивает глава региона. Ожидается, что в ближайшие годы программа реиндустриализации продолжит реализацию по четырем новым направлениям. Первое — переосмысление роли инфраструктуры и отдельных ее элементов: в какую сторону она должна меняться, какой должна быть стратегия созданных институтов развития на новом этапе, какова должна быть их конфигурация, отвечающая моменту. Второе направление связано с изменением подходов к предоставлению поддержки: они будут оказываться проектам, а не предприятиям. «Доказал свою эффективность и требует расширения сферы применения проектный подход к формированию мер поддержки. В частности, такой подход наряду с координацией мер федеральной и региональной поддержки может быть использован в рамках развития предприятиями оборонно-промышленного комплекса производства новой высокотехнологичной гражданской продукции»,— считает Владимир Городецкий. Третье направление реиндустриализации экономики будет связано с развитием межрегиональной кооперации: широкие возможности для этого Владимир Городецкий видит в использовании инструментов Ассоциации инновационных регионов России и реализации кластерной политики. Губернатор убежден, что межрегиональное сотрудничество позволит увеличить число совместных (межкластерных и межрегиональных) проектов и сформировать национальные высокотехнологичные отрасли экономики. Наконец, четвертое направление касается выхода на зарубежные рынки. Важным региональное правительство считает изменение идеологии с импортозамещения на развитие экспортного потенциала. По словам главы региона, выход на зарубежные рынки является не только амбициозной целью, но и индикатором развития. «Наша задача — создать не просто конкурентоспособную экономику, а экономику, активно развивающуюся, адаптирующуюся к новым вызовам и формирующую тренды развития. И я уверен, что в целом планирование и реализация наших региональных целей развития в таком формате позволит воспроизвести новую модель роста несырьевой экономики, конкурентоспособной на глобальных рынках, в масштабах макрорегионов и всей страны»,— подчеркнул Владимир Городецкий. Потенциал тиражирования Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области по-прежнему открыта для новых проектов, подчеркнул губернатор Новосибирской области. По его словам, основными инструментами этой программы остаются кластерная и парковая политики как взаимодополняющие инструменты поддержки новых и высокотехнологичных секторов промышленности. «Связанным с программой реиндустриализации является проект Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, созданный при поддержке Минэкономразвития России. Среди основных достижений кластера — более 100 образцов новой продукции, три новых объекта инновационной инфраструктуры и один — производственной. Обеспечен рост объемов экспорта в три раза, инновационной продукции — в два раза. Новосибирская область вышла на третье место в России по динамике развития IT-отрасли»,— констатирует Владимир Городецкий. Особое внимание власти готовы уделить сопряжению программы реиндустриализации с проектами в рамках Национальной технологической инициативы. Новосибирская область вошла в число регионов НТИ по целому ряду направлений, Новосибирский Государственный Университет в статусе университета НТИ активно подключился к выработке стратегий развития принципиально новых рынков, пик роста которых придется на середину 2030-х годов. По словам Владимира Городецкого, стратегические задачи развития Новосибирской области региональное правительство намерено решать путем формирования и развития двух новых платформ. Во-первых, предполагается создание платформы социально-экономического развития Новосибирской области, основанной на инновационном, высокотехнологичном производстве и наукоемкой индустрии. В том числе создания базовых условий для перехода к цифровой экономике в аспекте нового промышленно-технологического уклада. Основными инструментами здесь являются программа реиндустриализации экономики региона, кластерная и парковая политики, инфраструктурные объекты инновационной экосистемы. Вторая платформа — проекты пространственного и структурного развития региона. Речь идет о продолжении работы по формированию Новосибирской агломерации. Это создание мультимодального транспортного каркаса Новосибирской агломерации и сопряжение региона с соседними регионами транспортной системой в Южно-Сибирскую конурбацию, а также вхождение региона в международные торговые и транспортные проекты (развитие экономической зоны Транссиба и ее интеграция с магистралями и пространством «Нового шелкового пути»). Эти векторы развития согласуются с утвержденными в 2016–2017 годах федеральными документами, затрагивающими стратегическое развитие России, подчеркнул Владимир Городецкий. «Сопровождение и реализация стратегий потенциальных технологических чемпионов, формирование инновационной экосистемы региона, реализация проектов пространственного и структурного развития региона, осуществление кластерной и парковой политики, активное участие в реализации направлений Национальной технологической инициативы дают нам основания для формирования общей модели системы как механизма создания на региональном уровне стратегии становления и поддержки нового облика индустриальной экономики, основанной на инновационных, высокотехнологичных и наукоемких производствах. Такая модель может и должна быть масштабирована на другие регионы России, имеющие соответствующий технологический и научно-образовательный потенциал»,— считает губернатор Новосибирской области. «При всех наших проблемах существует огромный запрос на фундаментальную науку» Заместитель председателя — член правления ГК «Внешэкономбанк» Андрей Клепач уверен, что в стране есть деньги для организации и развития высокотехнологичного бизнеса, что является задачей реиндустриализации региональной экономики. Нужно лишь найти механизмы, которые повысят инвестиционную привлекательность рискованных инновационных производств в глазах банков и госкорпораций. — Несмотря на двухлетнее падение ВВП, промышленность в стране все-таки растет. Согласно официальной статистике, за последний квартал рост составил 2,5%. Например, производство фармпрепаратов и медицинской техники растет темпами под 20% в год, несмотря на кризис и падение доходов населения. На мой взгляд, сейчас мы находимся в переходном состоянии. С одной стороны, цифры говорят о том, что расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в России не растут. Если Китай за последние шесть лет увеличил расходы на НИОКР с 1% ВВП до 2%, притом что у них ВВП раз в пять больше, чем у нас, то мы как были на уровне 1,1% ВВП, так и остались. Если же брать гражданское направление, то оно даже уменьшилось в процентном выражении к ВВП. И это критично. Если эти тенденции сохранятся, то реально умной инновационной экономики мы не создадим. И будем по-прежнему сидеть на импорте. А с другой стороны — идут интересные подвижки в медицинских биотехнологиях, станкостроении, лазерной технике, композиционных материалах. Здесь мы стоим в преддверии промышленной революции, связанной с материалами, которая позволяет, например, менять системы бронезащиты, по-другому восстанавливать ткани и скелет человека, открывает новые возможности для строительства зданий, производства машин и материалов. У нас недоразвита химическая промышленность. Нам принадлежит 12–13% мирового производства нефти, почти 20% — газа, а вся наша химия с удобрениями — это меньше 2% мирового рынка. Все наши инвестиции в химическую промышленность — это чуть меньше €4 млрд, это в 10 раз меньше, чем в США. Притом что у нас очень мощная научная база, как раз в Сибири, в Новосибирской области. У нас огромный научный и ресурсный потенциал, и весь вопрос в том, как добиться синергии. Тогда мы получим мощный драйв, качественный прирост для умной экономики. Поэтому при всех наших проблемах существует огромный запрос на фундаментальную науку, на перспективные прорывные исследования. Деньги на развитие инновационной промышленности в стране есть, есть они и у государства. Один Фонд национального благосостояния после всех девальваций — это 4 трлн руб., из которых инвестировано только около 1 трлн руб. Россия относится к странам, у которых сбережений больше, чем инвестиций. Разница примерно 1,5–2 трлн руб. Прежде всего это валюта, которую накопили наши банки и население. Если взять нефтяные компании, у каждой на счетах в среднем по $20–30 млрд. Задача власти — сделать деньги доступными для высокотехнологичного рискованного бизнеса, для инфраструктурных проектов, даже для малого бизнеса. Пока мы эту задачу не решили, и решить ее только за счет того, что инфляция снизится, нельзя. Нужно серьезно менять нормативную базу со стороны Центрального банка. «Российской промышленности не хватает долгосрочного доверия» Уникальность новосибирского опыта реиндустриализации в том, что именно здесь удалось сформировать цельный и действенный механизм совместной работы на всех уровнях — от муниципального до федерального, с высокой степенью коммуникации, считает заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. — Наше министерство очень плотно и активно взаимодействует с Новосибирской областью, мы вместе реализуем региональную программу реиндустриализации. Эксклюзивность новосибирского опыта в том, что здесь удалось сформировать механизм медиации между федеральным и региональным уровнями. Своего рода fast-track для проектов, которые регион считает приоритетными. То, что проекты обсуждаются на уровне вице-премьера правительства — это тоже эксклюзивно, связано с тем, что Новосибирск — один из ключевых индустриальных и научных регионов России. Следующий шаг, который мы хотим сделать на пути развития реиндустриализации региональной экономики — запустить новые федеральные инструменты поддержки на условии вхождения проектов в региональные программы поддержки промышленности. До конца этого года планируется запуск этого механизма в рамках приоритетного проекта повышения производительности труда. Фактически мы будем субсидировать предприятия, которые включены в региональную программу повышения производительности труда, беря на себя софинансирование таких затрат, как аудит и консалтинг. Я убежденный и последовательный сторонник принципа двух ключей. Федерация видит процессы, происходящие в субъектах, со своей колокольни, и может ошибиться, поскольку не учитывает региональные риски, в то же время регионы не всегда понимают всего горизонта возможностей, которые есть на федеральном уровне. На примере Новосибирска этот принцип очень хорошо работает. Почему многие хорошие разработки российских ученых, инновационных центров оказываются невостребованными российской промышленностью? Потому что рынок к этому не готов, российской промышленности сегодня не хватает долгосрочного доверия. К сожалению, бизнес в России мыслит горизонтами от полугода до полутора лет, не дальше. Наша задача — создать долгосрочные стабильные условия ведения бизнеса в тех сегментах, где этого нет. Например, в инвестиционном машиностроении. Какой-нибудь сложный станок разрабатывается годами, а у тебя однолетний бюджет (и это в лучшем случае!), куча рисков, партнеры не готовы работать с поставщиком долгосрочно. Это наша большая головная боль. Сегодня эта проблема решается с помощью механизма специальных инвестиционных контрактов. И президент дал нам поручение продлить этот механизм, гарантирующий стабильные условия ведения бизнеса, не на 10 лет, как сейчас, а на 20. Антон Вебер