Есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»

25 июля 2000 года в аэропорту Парижа потерпел катастрофу сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Гигантский самолёт рухнул на землю, едва поднявшись в небо. Причиной аварии, в которой погибли 113 человек, стала небольшая металлическая деталь, которую зацепило шасси лайнера на взлётной полосе. Спустя три года эксплуатация «Конкордов» была полностью прекращена, хотя Франция и Великобритания считали самолёт предметом национальной гордости. Отказ от полётов этой уникальной машины лишил человечество сверхзвуковой гражданской авиации. О причинах запрета на эксплуатацию «Конкордов» и перспективах создания нового сверхзвукового лайнера — в материале RT. «Конкорд» был первым проектом сверхзвукового пассажирского самолёта в мире и единственным лайнером подобного типа, который массово эксплуатировался коммерческими перевозчиками. Конкурентом «Конкорда» был советский Ту-144, однако после серии аварий работы по его совершенствованию были заморожены. «Конкорд» — самолёт британской корпорации British Aircraft и французского предприятия Sud Aviation, совершивший первый полёт 2 марта 1969 года. В переводе с французского языка сoncorde означает «согласие». Для Великобритании и Франции «Конкорд» был грандиозным совместным проектом. В 1970-е годы два европейских государства продемонстрировали, что опередили США и СССР в сфере развития сверхзвуковых технологий в гражданском секторе. Изящный и громоздкий Сверхзвуковая скорость достигалась «Конкордом» за счёт вытянутой, как у истребителя, формы корпуса, удлинённого фюзеляжа и широкого дельтавидного крыла. Силовая установка была представлена четырьмя турбореактивными двигателями с форсажными камерами Rolls-Royce/SNECMA Olympus 593. Photo datée de janvier 1973 du Concorde, l'avion supersonique franco-britannique. Несмотря на изящный внешний вид, «Конкорд» получился громоздким: масса пустого самолёта составляла более 78 тонн (почти в три раза тяжелее «современника» Boeing 737-200). Максимальная взлётная масса «Конкорда» и вовсе превышала 187 тонн. Для взлёта лайнеру требовалось набрать скорость в 400 км/ч (на других самолётах — от 200 км/ч). Кроме того, «Конкорд» поглощал гигантский объём топлива. На машине были установлены 17 топливных баков общей ёмкостью 119 тыс. литров (запас топлива на других самолётах того времени составлял 12—16 тыс. литров). Тем не менее, с технической точки зрения Великобритания и Франция достигли огромного успеха, а недостатки «Конкорда» стимулировали развитие инженерно-конструкторской мысли. Например, впервые в гражданской авиации на англо-французском самолёте была установлена система электронного управления тормозами. Необычайной прочностью отличались стойки шасси, на которые при взлёте приходилась чудовищная нагрузка. «Конкорд мог лететь со скоростью более 2,2 тыс. км/ч, то есть примерно в два раза быстрее скорости звука. Это позволяло сократить время перелёта из Европы в США с 8—10 часов до 3,5 часа. Для набора столь невероятной скорости «Конкорд» мог подниматься на высоту до 18 288 м (обычно самолёты летят на высоте в 10 000 м). Эксплуатация «Конкорда» началась в 1976 году. В общей сложности было выпущено 20 самолётов, из них 14 судов находились в парке Air France и British Airways, на остальных шести машинах ставились различные эксперименты. Роковая цепочка случайностей За 24 года эксплуатации «Конкорд» не потерпел ни одной аварии и считался сверхнадёжным самолётом, несмотря на определённые недостатки. Судьбу этого уникального проекта перечеркнула единственная трагедия, которая произошла 25 июля 2000 года в парижском аэропорту Шарль де Голль. © REUTERS/Andras Kisgergely В этот день с взлётно-посадочной полосы в небо поднялся «Конкорд» c ярким огненным шлейфом позади. Самолёт набрал высоту в 30 метров, накренился влево, потом принял вертикальное положение и рухнул за территорией аэропорта. Жертвами аварии стали 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека, находившихся в отеле, на который рухнул самолёт. Очевидцы говорят, что крушение могло привести к ещё большим жертвам и разрушениям, если бы лайнер упал на находившуюся вблизи трассы бензоколонку. Обстоятельства и причины катастрофы стали выяснять французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) и Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB). В качестве первых версий были выдвинуты теракт, ошибка пилота и техническая неисправность. © AFP; Reuters Эксперты обратили внимание, что у самолёта отказали два левых двигателя. В процессе двухминутного полёта горело левое крыло и потому «Конкордом» было невозможно управлять. Подробный анализ позволил специалистам исключить версию теракта и неисправности силовых агрегатов перед полётом. Как выяснилось, к трагедии привела цепочка случайностей. Во время разгона, когда «Конкорд» готовился взлететь, металлический предмет разорвал шину набиравшего скорость самолёта. Оторвавшийся четырёхкилограммовый кусок резины ударил по левому крылу, где были расположены топливные баки. Это привело к утечке горючего, которое стало попадать на пламя работающих двигателей. Каждую секунду из бака «Конкорда» выливалось около 75 литров топлива. Опытнейший командир экипажа 54-летний Кристиан Марти оказался в безвыходной ситуации. Ему сообщили о предположительном возгорании двигателя ещё до набора высоты, но он уже не мог остановить разогнавшийся «Конкорд» — не хватило бы длины взлётно-посадочной полосы. Марти не мог и развернуть судно, чтобы посадить его, поэтому он решил направить лайнер в ближайший аэропорт Ле Бурже. Однако через минуту после набора высоты от левого крыла «Конкорда» уже практически ничего не осталось, и самолёт рухнул вниз. Стремительный закат «Конкордов» Трагедия в парижском аэропорту шокировала британское и французское общество. «Конкорд» называли «королём небес», «идеалом технического совершенства» и символом технического превосходства над американскими Boeing. Огромный резонанс, который подняли СМИ, подорвал доверие к сверхзвуковым машинам. После катастрофы полёты «Конкордов» были прекращены на несколько недель. 16 августа 2000 года у сверхзвуковых лайнеров был отозван сертификат лётной годности, но 5 сентября 2001 года, по окончании расследования, сертификат был восстановлен. © MATT CAMPBELL / AFP После катастрофы конструкторы значительно улучшили прочность шин «Конкордов», укрепили топливные баки специальными защитными щитами, а все кабели поместили в трубомагистрали. Но несмотря на эти меры, в 2003 году Air France и British Airways отказались от эксплуатации «Конкордов», сославшись на возросшие цены на топливо. Стремительный отказ от совершенных в техническом отношении машин породил множество слухов и догадок. Однако опрошенные RT эксперты подчеркнули, что главная причина состояла в коммерческой нецелесообразности проекта. У «Конкорда» было лишь два эксплуатанта, а цены на перелёт в США превышали $10 тыс. (в 4 раза больше средней стоимости. — RT). Как заявил RT советник Росавиации, профессор Виталий Бордунов, «надежды тех, кто вложился в «Конкорд», не оправдались». «За отказом от «Конкорда» не надо искать чьих-то козней или подводных камней. Как и наш Ту-144, «Конкорд» был создан без оглядки на рынок», — заключил Бордунов. Эксперт по авиационной промышленности Сергей Крутоусов назвал проект «Конкорда» «политическим» из-за стремления Европы к объединению, в том числе и с помощью новейших разработок авиационной промышленности. «Англо-французское взаимодействие в сфере авиации развивалось в рамках общеевропейской экономической интеграции. Кооперация, начавшаяся с организации угля и стали, перешла на уровень авиастроения. «Конкорд» был слишком дорогим и в итоге не оправдал вложенных денег», — отметил в комментарии RT Крутоусов. Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень придерживается официальной версии вывода «Конкордов» из эксплуатации. Он согласен с утверждением, что сверхзвуковые самолёты проиграли конкуренцию обычным магистральным лайнерам из-за роста стоимости топлива. Туманное будущее или скорое возрождение Отказ от «Конкордов» в 2003 году и приостановка работ над развитием советского Ту-144 привели к полному исчезновению сегмента сверхзвуковой гражданской авиации. Но в наши дни ставку на её возрождение делают Соединённые Штаты. Ту-144 Reuters В конце февраля 2016 года национальное космическое агентство США (NASA) поставило перед корпорацией Lockheed Martin задачу разработать дизайн сверхзвукового самолёта. Проект осуществляется в рамках программы «Новые горизонты авиации» (New Aviation Horizons), которая направлена на развитие сверхзвуковых перевозок. Однако советник Росавиации Виталий Бордунов и авиационный эксперт Сергей Крутоусов сошлись во мнении, что подобные проекты можно будет реализовать лишь в отдалённой перспективе. По их мнению, текущая ситуация на рынке не позволит окупить затрат на создание аналогов «Конкорда» или Ту-144. «Сегодня нет никакой проблемы, чтобы сделать сверхзвуковые бизнес-джеты. Технологии для их создания существуют. Я не исключаю, что сверхзвуковые лайнеры появятся снова, но их заказчиком должен быть очень крупный интересант с большим количеством денег. На массовом рынке сверхзвук точно не нужен. Это абсолютно дотационный проект», — заявил Крутоусов. В свою очередь, глава Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень придерживается иной точки зрения. Он напомнил, что «Конкорды» перевезли три миллиона человек, и этот факт говорит «о состоятельности сверхзвуковых самолётов как коммерческих проектов». В частности, Корень указывает, что «Конкорды» хорошо зарекомендовали себя на чартерных рейсах. Собеседник RT убеждён, что сверхзвуковую авиацию ожидает скорое возрождение. «В ближайшее время следует ожидать возобновление проектов разработки новых сверхзвуковых пассажирских судов малой вместимости с ориентацией на частные или корпоративные чартерные авиаперевозки бизнес-пассажиров», — полагает Корень.

Есть ли будущее у сверхзвуковой гражданской авиации после гибели «Конкорда»
© RT на русском