Не цензура, а просьба: почему в Астане показали другого "Оралмана"
АСТАНА, 24 июл — Sputnik, Айгюзель Кадир. Пока в стране еще звучат отголоски нашумевшей красной дорожки кинофестиваля "Евразия" и противоречивые истории с его знаменитыми гостями, в кинотеатре столицы началась борьба за заветные статуэтки. Казахстан в основном конкурсе представляет художественная лента с претензией на мировой успех – "Оралман". Второй конкурсный день стал откровением как для зрителей, так и для режиссеров. В интервью Sputnik Казахстан многогранный автор философской драмы Сабит Курманбеков рассказал, почему в Астану приехал не тот "Оралман". Я не смотрю свои фильмы Перед началом показа своей работы, вглядываясь в зал, заполненный на треть, он скромно стоял в углу, словно все происходящее вокруг лишь косвенно касалось его жизни и профессии. Сабит Курманбеков тихим голосом, будто заранее оправдываясь, говорил о том, что даже после четырех снятых кинокартин пока не может назвать себя режиссером. Как только в зале погас свет, Сабит Курманбеков исчез из виду, будто его и не было среди присутствовавших. Как оказалось, смотреть свои фильмы в кинозалах режиссер не может. "У меня это уже привычка. Вы же знаете, что люди то выходят из зала, то заходят. То и дело чем-то шуршат. Меня это расстраивает, я начинаю нервничать, поэтому выхожу. Наверное, я стал таким из-за моей профессии. Я на самом деле вот уже лет 30 как кинохудожник. Но так как крутишься в сфере кино, самому тоже так или иначе хочется снимать", — сказал Sputnik Казахстан Сабит Курманбеков. "Оралман" уже заявил о себе, завоевав приз в номинации "Лучший фильм на 35-м Международном кинофестивале "Фаджр" в Иране в 2017 году. Но, как отметил автор картины, пока не может отвыкнуть от привычки быть в тени других режиссеров "Орламан": астанинская версия Казахстанская картина, снятая по заказу министерства культуры и спорта, повествует о судьбе мужчины, воевавшего на стороне моджахедов в Афганистане. Его семья бежала от "красного террора" еще в 30-ые годы прошлого столетия, не зная, каким долгим будет их обратный путь. Непростую дорогу возвращения домой в большом экранном обрамлении самыми первыми увидели алматинцы еще в прошлом году. Зритель сопереживал оказавшемуся в непростой жизненной ситуации Сапаркулу, которого родная земля встретила холодом и почти безысходностью. Кадр из фильма "Оралман" На показе "Евразия" в Астане у Сапаркула внезапно появился старенький добрый мотоцикл фирмы "Урал", как символ того, что не все так драматично в этом сюжете. "Цензуры у нас, конечно, нет. Но есть просьбы. Мне сказали, что не нужно сильно драматизировать и попросили эту сцену заменить. Пришлось прислушаться. Сегодня моя большая мечта — снять фильм при помощи частников. Чтобы перейти на новый этап, мне нужна такая компания, которая готова дать два или три года на съемки. Тогда мой герой будет расти не просто в переносном смысле, но и физически", — поделился Курманбеков. Сабит Курманбеков с грустью раскрыл небольшой секрет, что в этот экранный путь из "ада в рай" должен был быть еще жестче с кровью, слезами и болью. "Изначально я хотел показать войну. Я хотел снять, как разрывается мина, в результате чего страдает девочка. Но мне нужно было нанимать пиротехника, а средств на тот момент не было. Поэтому не смог. По первоначальному сценарию на экране появляется ребенок, который бежит в Афганистане и нарывается на мину. Он погибает, а за ним бежит девочка, которая остается под обломками, а позже лишается способности говорить. Все умирают, девочка остается в живых. Вот так все могло бы быть", — сказал Сабит Курманбеков. Почти вся наша страна – сплошной полигон С основным лейтмотивом и видением Курманбекова положения репатриантов в Казахстане параллельно развивается проблема экологическая. По сюжету, главные герои фильма оказываются неподалеку от Байконура и становятся свидетелями запуска ракет. "Снимали мы эти сцены не возле Байконура, конечно. В сам Торетам для съемок нас бы не пустили. Поэтому съемочный процесс проходил в Приозерске, это неподалеку от Балхаша. Что примечательно, к примеру, если с Байконура ракеты вылетают, то в Приозерск ракеты падают, точнее ее части. Да у нас половина казахстанской земли – сплошной полигон", — продолжил Сабит Курманбеков. Благодаря умелому монтажу и схожему ландшафту, Сабиту Курманбекову удалось превратить на экране в Афганистан небольшой кишлак в 150 километрах от столицы Таджикистана. "Я хотел изначально поехать в Афганистан. Меня предупредили, что это очень рискованно. В принципе, разрешение дали, но сказали, что ответственности нести не будут. Во время начала съемочного процесса в северных районах Афганистана начали наступление талибы, и так получилось, что мы не смогли поехать", — сказал Сабит Курманбеков. Казахи – разделенный народ После просмотра кинокартины "Оралман" добрая половина зрителей решила остаться и выразить свое отношение к увиденному. Несколько человек даже признались, что пустили слезу – история больно знакомая. Сабит Курманбеков слушал внимательно и критику своего коллеги Сергея Азимова, и благодарность зрителя-оралмана из Китая. О том, что будет дальше, Курманбеков рассказал с осторожностью, но не стал скрывать, что ждет достойной оценки своей работы со стороны жюри кинофестиваля. "Конечно, у меня других идей много, как и проблем. Начнем с того, что мы — казахи — разделенный народ, как те же евреи. Но, если продолжать мотив "Оралмана", то у меня есть еще тема, которая касается границы. Хочу снять историю человека, который по случайности перешел границу государства, и дальше раскрыть его судьбу", — поделился со Sputnik Казахстан Сабит Курманбеков. Сабит Курманбеков общается со зрителями после показа своего фильма "Оралман" на фестивале "Евразия" На вопрос о том, есть ли у режиссера желание стать автором театральных постановок, Сабит Курманбеков признался, что еще немного боится прикасаться к этому тонкому, чувственному и совершенно другому миру. Пока Сабит Курманбеков чувствует себя уютно в скрытной оболочке кинематогрофа, в котором невозможно прикоснуться к живым актерам. "Театр – это другой мир. Там все глубже, сложнее, потому что есть контакт со зрителем. В кино можно спрятаться", — заключил Курманбеков Впереди еще четыре конкурсных дня, но в независимости от результатов гонки, режиссер неустанно повторяет: главное, чтобы зритель понял.(Справа налево) Режиссеры Сабит Курманбеков, Сергей Азимов и Актан Арым Кубат