За это точно влетит!
Почему автомобили остаются на земле Владимир Гаврилов, Валерий Чусов Представленный недавно "летающий автомобиль" AeroMobil рухнул в словацких полях во время показательного полета. Изобретатель и пилот Стефан Кляйн выжил, но под обломками осталась лежать мечта об универсальной машине, взмывающей в воздух. Скептики уже заговорили о невозможности сделать подобные конструкции эффективными. Между тем попытки заставить автомобиль летать сегодня предпринимают не только кустари-одиночки, но и серьезные автомобильные компании. И якобы серийный гибрид автомобиля и самолета вот-вот можно будет купить. Есть ли на это шанс? И кому в конце концов это нужно? Предвосхитили появление летающего автомобиля, как водится, фантасты. Нарисованный ими образ будущего с мелькающими в небесах флаерами сподвиг мечтателей на смелые идеи. Но имеющиеся технологии ограничивают полет фантазии. На данный момент все проекты представляют собой попытки скрестить автомобиль с самолетом или вертолетом. К примеру, разбившийся словацкий AeroMobil летал не за счет гравитационного двигателя, а на складных крыльях с защелкой. 100 "лошадей" под капотом хватало на пологий подъем и крейсерскую скорость в 200 км/ч. А вот чтобы пробивать турбулентность и выходить из штопора на подобной конструкции силенок нужно как минимум впятеро больше. Во время майского демонстрационного полета аппарат потерял устойчивость и вошел в штопор. Пилот и изобретатель Стефан Кляйн смог активировать парашютную систему, которая и спасла ему жизнь. Но AeroMobil превратился в груду обломков, так и не найдя покупателя. Главная причина неудачи - маломощный мотор, неспособный бороться с воздушными ямами, и спорная аэродинамическая схема фюзеляжа. Примерно по той же схеме сооружен еще один "летающий автомобиль" - Terrafugia Transition. Там есть у аппарата есть кузов с мотором и колесами, а также складывающиеся крылья. По сути это самолет, умеющий ездить по дорогам общего пользования. Для взлета и посадки требуется разгонная полоса длиной 300 м. А максимальная скорость в воздухе достигает 185 км/ч. Однако на земных дорогах управляемость у Terrafugia Transition отвратительная. Того и гляди свалится в кювет. У крылатых автомобилей есть нерешаемая проблема. Для земли и небес требуется разная аэродинамика. Кузов машины должен прижиматься к дороге, а вот у самолета, наоборот, выталкиваться потоками воздуха вверх. "Любой синтез разнонаправленных конструкций - это всегда смесь противоречивых качеств", - считает доцент МАИ Виталий Полянский. Инженеры хотят соединить достоинства, а в итоге умножают недостатки. На выходе получается плохой самолет и никудышный автомобиль. Безжалостная реальность Для каких регионов необходим летающий автомобиль? Разработчики AeroMobil кивают на острова в Океании и даже на просторы американского Среднего Запада. Но скептики спрашивают, зачем они там нужны, если малая авиация прочно занимает эту нишу перевозок. Вот в задыхающихся от пробок крупных мегаполисах летающие машины были бы решением проблемы... Но для ущелий среди небоскребов требуются иные конструкции. Нидерландская фирма PAL-V решила скрестить трицикл с автожиром и построила летающий Liberty Pioneer. Получился 200-сильный транспорт для двух человек. Аппарат похож на вертолет, но разгоняется за счет толкающего винта сзади, а лопасти сверху раскручиваются набегающим потоком и создают подъемную силу. По задумке авторов, владелец чудо-техники может самостоятельно добраться на трицикле до аэродрома и взлететь в воздух с посадочной полосы длиной около 300 м. А вот сесть он может на площадку диаметром 40 м где-нибудь на лужайке у собственной виллы. А оттуда он может уехать до ближайшей подходящей полосы по земле. Агрегат получился неплохой, но опять же не для городов с их заторами. Да и непонятно, зачем летать на Liberty Pioneer, если на малых аэродромах есть более дешевые легкие самолеты и более дорогие, но и более универсальные вертолеты. Вундерваффе Серьезным критиком "летающих автомобилей" стал президент SpaceX и Tesla Илон Маск. По его словам, они плохи тем, что могут падать на головы граждан. Решение транспортной проблемы в городах миллионер видит в строительстве многоуровневых тоннелей под небоскребами. Но мечта о летающих машинах живет. Остается еще одна неотработанная авиационная схема, а именно - конвертопланы. Конвертоплан - летательный аппарат с поворотными винтами, которые при взлете и посадке работают как вертолетные, а в воздухе превращаются в толкающие пропеллеры, как в самолете. Летают они быстро, как самолет, и могут сесть на крошечные поляны, как вертолет. Terrafugia разработала проект подобного конвертоплана под незамысловатым названием TF-X. Аппарат имеет пузатый яйцевидный кузов, крошечные крылья, колеса для езды по дорогам и поворотные моторы. Концепция выглядит красиво, но разработчики не скрывают, что у показанной машины есть проблемы. Главная из них - это недостаточная стабильность в воздухе и перетяжеленность конструкции. Справедливости ради, надо сказать, что конвертопланы, например, еще в тридцатые годы разрабатывали нацисты. Но никому тогда в голову не приходило заставить это "вундерваффе" ездить по земле. Позже темой занимались и в СССР, и в США, однако тоже в контексте военного дела или перевозки грузов, а никак не концепции "летающего автомобиля" или "ездящего самолета". Без колес "Автолет не должен ездить по асфальту. Его удел - небеса, - считает руководитель центра промышленного дизайна "Кинетика" МИСиС Владимир Пирожков, - оставим колеса на земле. Для полетов в небесах нужна гибридная силовая установка с электродвигателями. Автолеты обязаны превосходить вертолеты по скорости. Только тогда у них есть право на существование". Неудивительно, что компания Airbus решила делать свой автолет как модульную систему. На последнем Женевском автосалоне был представлен проект Pop.Up, разработанный при содействии дизайн-бюро ItalDesign. Система состоит из трех частей. Есть капсула с пассажирскими сиденьями, отдельное шасси на колесах с электромоторами и батареями и летающая платформа-квадрокоптер. Если человеку требуется выехать за город, то сначала электрокар доставляет пассажира на аэростанцию, а там капсула отсоединяется от шасси и подхватывается летающей платформой. Аппарат летит за город и приземляется на другую аэростанцию - или высаживает пассажира в чистом поле. Таким образом, Pop.Up сочетает оптимальные для разных условий типы транспорта - ему не надо таскать с собой на земле сложенные крылья или винт и не надо портить ходовую часть в угоду аэродинамике и массе. Но для реализации подобной схемы нужна колоссальная инфраструктура. Поэтому авиационные инженеры из Airbus не скрывают, что ждать Pop.Up ранее 2030 года не стоит. А вот энтузиасты из компании Toyota более оптимистичны. Они намерены уже через два года показать летающий автомобиль и даже провезти на нем огонь Олимпиады-2020 в Токио. Причем потратить на проект они готовы не миллиард, а только $350 000. Сообщается, что аппарат SkyDrive может подниматься на высоту до 10 м и разгоняться до 100 км/ч. Это одноместный квадрокоптер с электромоторами на выносных консолях и хлипкими колесами - скорее скутер, способный срезать поворот или пролететь над плохим участком дороги. Он сможет и пробку облететь... но представим, что таких машин стало много - тогда пробка просто будет перенесена с дороги в воздух. "Чик, и ты уже на небесах..." Главная проблема, которую не может решить ни один конструктор или предприниматель, - организационная. Сейчас для того, чтобы взлететь на своем аэромобиле, вам понадобится не только техническая возможность и достаточно места для этого, но и удостоверение пилота-любителя. В большинстве стран получить его не так уж и дорого - стоимость сопоставима с ценой автомобиля. Но если летающих машин станет много, то необходимо будет регулировать их движение. А это уже инфраструктура, в которую должно вкладывать деньги государство. Массовой любая технология становится при двух условиях: невысокая цена и низкие требования к квалификации пользователя. А это означает автоматизацию. В случае с летающими транспортными средствами автопилот поможет решить проблему и с организацией движения - он просто подключится к единому центру управления и другими самолетами, вертолетами и аэромобилями. Благо на автомобилях уже практически отработаны технологии автоматизации без участия внешнего управления, а в авиации выстроена система контроля движения, которую очень просто автоматизировать. Поэтому, отвечая на вопрос, полетят ли автомобили и когда это может случиться, надо смотреть не только на то, какой коллектив конструкторов предложит более совершенную конструкцию автомобиля, способного отрываться от асфальта. Надо спросить себя, насколько мы готовы к тому, что трафик с пробками и авариями теперь будет не только на земле, но и на небе.