Войти в почту

Чистый героизм: сколько стоит настоящий подвиг

Кругосветный полет был сверхидеей и для Ричарда Брэнсона, основателя Virgin Group. Сам миллиардер установил два мировых рекорда, перелетев на воздушном шаре через Атлантику и Тихий океан, а американец Стив Фоссет на самолете Virgin Atlantic GlobalFlyer совершил в 2005 году первый одиночный безостановочный полет вокруг Земли. Тот же Фоссет стал первым человеком, в одиночку облетевшим планету на воздушном шаре. Фоссет уложился в 13 дней и восемь часов. В июле 2016 года Федор Конюхов побил достижение американца — ему понадобилось чуть больше 11 дней. На примере Конюхова, покорителей горных вершин и шведа, проникнувшего вглубь российской Арктики, Forbes Life разобрался, сколько стоит вписать свое имя в историю. Вокруг света на воздушном шаре Российский пилот и путешественник Федор Конюхов совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику, побывал на Северном и Южном полюсах, первым из наших соотечественников покорил все Семь вершин (самые высокие горные вершины шести частей света). Конюхов давно превратился в национального героя, но, что самое интересное, его проекты никогда не финансировались государством. Поиск спонсоров для его путешествий проходит по стандартному сценарию: подготовка презентации со всеми расчетами, поиск поставщиков, долгие переговоры о финансировании с десятками компаний. Так было и с последним проектом Федора — одиночным кругосветным путешествием на воздушном шаре. Серьезный интерес к идее появился у нескольких компаний. «Наш проект поддержал Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Ему понравилась идея с кругосветкой на воздушном шаре, ее масштаб и смелость замысла, — рассказывает Forbes Life Оскар Конюхов, руководитель экспедиционного штаба Федора Конюхова и руководитель кругосветного полета. — Ручьев сказал: «Мортон» рискует деньгами, но Федор рискует жизнью». Безусловно, столь масштабный экспедиционный проект влияет на узнаваемость бренда. Кругосветный полет на воздушном шаре — это событие, за которым следит весь мир. Например, у нас на старте при запуске шара в Австралии работали съемочные группы BBC, Al Jazeera, Reuters, Associated Press, Первого канала, Russia Today, РЕН-ТВ, всех центральных австралийских каналов и др. Притом что мы пригласили на старт только российские компании». Девять месяцев и $1,5 млн ушло только на создание оболочки шара и всего оборудования для кругосветки, а также транспортировку (высота шара — 50 м, вес — 10 т). Еще $250 000 было выделено на заправку шара гелием. Столько же ушло на организацию полета, оплату услуг консультантов, метеорологов, переезды и проживание команды технической поддержки, аренду помещения под центр управления полетом в Австралии и прочие организационные расходы. Кроме «Мортона» проект спонсировали и другие компании: Toyota предоставила автопарк пикапов Toyota Hilux для передвижения команды в Австралии, логистический партнер DHL Express доставил шар и все оборудование из Англии в Австралию, компания Iridium Russia обеспечила неограниченный спутниковый трафик, поддержал полет и швейцарский часовой бренд Breitling. В полет Конюхов отправился с часами Breitling Emergency Night Mission, которые в случае опасности позволили бы пилоту отправить сигнал бедствия. А вот комплект спецодежды от российской компании Red Fox Федору действительно спас жизнь: на высоте 10 км вышла из строя система обогрева кабины пилота. Полет был непростой: 80% пути проходило над океаном. То и дело аппарат попадал в грозовые кучевые облака, мощные циклоны, температура за бортом опускалась до –56 °C. Из-за сложных погодных условий шар часто уходил с генерального курса. Находясь большую часть времени на высоте 10 км и дыша только через кислородную маску, Конюхов должен был управлять огромным шаром, скорость которого благодаря попаданию в струйные воздушные течения достигала 250 км/ч. Решение о смене эшелона и курса полета пилот принимал после консультаций с метеорологом и наземной командой. На выходе — 11 дней в воздухе и два абсолютных мировых рекорда: по максимальной дистанции перелета (33 521 км) и минимальному времени путешествия (268 часов). До Федора Конюхова полеты на воздушном шаре вокруг Земли совершались лишь дважды. В 1999 году швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс на шаре Breilting Orbiter 3 с третьей попытки облетели земной шар за 16 суток (стартовали в Швейцарии и финишировали в Египте), и в 2002 году американец Стив Фоссет только с шестой попытки смог облететь планету за 13 суток (старт и финиш в Австралии, так же как у Конюхова). «Последний шар для кругосветки делали для американского пилота Стива Фоссета. За 13 лет с тех пор много воды утекло, — говорит Оскар Конюхов. — Комбинированный воздушный шар объемом 19 000 кубических метров — это экспериментальное воздушное судно для кругосветного путешествия. Его невозможно протестировать: оболочка одноразовая, и все расчеты теоретические. Инженеры компании Cameron Balloons и пилот Федор Конюхов впервые увидели шар в наполненном состоянии лишь в день запуска. Гарантий не было никаких». Но полет удался, и Международная федерация аэронавтики FAI оценила мастерство и находчивость Конюхова, присвоив ему звание «Пилот года 2016». Однако путешественник, которому меж тем перевалило за 65 лет, не останавливается на достигнутом. Сейчас вся команда работает над следующим проектом — полетом в стратосферу на воздушном шаре. Федор рассчитывает подняться на 25 км. Действующий рекорд — 21 км. Планируется, что шар для полета в стратосферу будет в пять раз больше шара «Мортон». Если все сложится, то это будет самый большой шар, когда-либо созданный за всю историю воздухоплавания. Стоимость такого шара и всего оборудования, которое можно приобрести в Англии, составит почти $900 000. Команда пока находится в поисках генерального спонсора. На вершине мира Эверест, Джомолунгма, Сагарматха, Мать Богов — названий у этой вершины несколько, а высота одна — 8848 м. Высочайшая вершина Земли с момента первого восхождения на гору в 1953 году непальским шерпой (народность в Непале) Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хиллари остается заветной мечтой альпинистов. Казалось бы, чем еще можно удивить мир после достижения первопроходцев? Только числом восхождений. Такой пример есть — абсолютным рекордсменом по числу удачных восхождений на Эверест стал непальский шерпа Аппа Тенцинг. В мае 2011 года альпинист в 21-й раз посмотрел на мир свысока. Лидером среди бизнесменов-альпинистов стал Ричард Басс, который окончил Йельский университет по специальности «геология», отслужил на флоте и даже участвовал в боевых действиях в Корее. По возвращении домой решил заняться семейным бизнесом, связанным с нефтью и газом. Уже позже, в 1971 году, он открыл свое дело — горнолыжный курорт Snowbird и всерьез увлекся альпинизмом. В 1980-х годах он стал первым человеком в мире, покорившим все Семь вершин. Его первой вершиной стала Аконкагуа (6961 м) в 1983 году, а последней — Эверест в 1985-м. На Эверест бизнесмен взошел только с четвертой попытки. К тому же Басс стал самым пожилым покорителем Эвереста (на момент похода ему было 55 лет) и удерживал этот титул до 1994 года. В 2003-м уже 73-летний Ричард Басс решил вернуть себе звание самого взрослого покорителя Эвереста и предпринял пятое восхождение, которое в итоге окончилось неудачей. Кстати, о стоимости восхождения на высочайшую вершину мира — потратить на экспедицию придется минимум $60 000. Средства уйдут на оплату разрешения на восхождение ($11 000), покупку кислородных баллонов (от $200 за баллон, а всего необходимо минимум пять баллонов на весь поход), специальную альпинистскую экипировку и снаряжение, оплату перелетов и дороги до базового лагеря, связи, питания, работы гидов, оформление альпинистской и медицинской страховки, проживание, а также на чаевые и личные расходы. С учетом акклиматизации восхождение займет примерно 60 дней. Вызов бездне В мире 12 впадин глубиной более 6 км. «Эверестом» для океанских глубин считается Марианская впадина, в частности — Бездна Челленджера, абсолютная глубина которой составляет 10 994 м. В январе 1960 года на батискафе «Триест» впервые совершили погружение на глубину 10 916 м океанолог Жак Пиккар и лейтенант ВМС США Дон Уолш. И только спустя 52 года, в марте 2012-го кинорежиссер Джеймс Кэмерон осуществил погружение в Бездну Челленджера на 10 908 м. Таким образом, Джеймс Кэмерон стал третьим в мире, кто побывал в самой глубокой точке мира, и первым, кто спустился туда в одиночку. На строительство его батискафа Deepsea Challenger ушло восемь лет и около $7 млн. Он был построен в Сиднее проектно-исследовательской компанией Acheron Project Pty Ltd. Спонсорскую поддержку проекту Кэмерона оказали National Geographic и Rolex. Кстати, вместе с батискафом часовщики отправили на глубину экспериментальный хронограф Rolex Deepsea Challenge, и часы, надо сказать, испытание глубиной выдержали. За первенство оказаться в самой глубокой точке мира в 2012 году шла настоящая гонка — самым известным конкурентом Кэмерона стал Ричард Брэнсон. В 2011-м миллиардер запустил проект Virgin Oceanic, в рамках которого планировалось строительство 5,5-метровой подводной лодки DeepFlight Challenger. За пять лет она должна была погрузиться в самые глубокие впадины каждого из пяти океанов планеты. Далее планировалось организовать туры к глубинам океана стоимостью $500 000. Однако субмарина, в строительство которой бизнесмен вложил почти $17 млн, провалила технические испытания. Сейчас проект заморожен. Пятью годами ранее была организована российская полярная экспедиция к Северному полюсу «Арктика-2007» на двух батискафах «Мир-1» и «Мир-2», которые оказались на дне с разницей в 27 минут на глубине 4261 м и 4302 м соответственно. Члены двух экипажей впервые достигли дна в точке географического Северного полюса. Вообще главной целью экспедиции было доказать, что подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане входит в состав России, а следовательно, она имеет право добывать и разрабатывать там полезные ископаемые. Подготовка к погружению началась еще в 2000 году. За проект взялся владелец туристической компании Deep Ocean Expeditions Майк Макдауэлл, пилотом экипажа стал Анатолий Сагалевич. Планировалось, что часть расходов можно будет покрыть, если привлечь пассажиров, которые смогут оплатить свое участие. Поиски продолжались вплоть до 2005-го, пока Майк не встретил Фредерика Паулсена, председателя совета директоров фармацевтической компании Ferring Pharmaceuticals. Путешествие обошлось шведу в $3 млн, тем самым он оплатил существенную часть затрат за право быть пассажиром. После экспедиции Фредерика Паулсена удостоили звания «Почетный полярник» Российской Федерации. Кстати, шведский предприниматель стал первым (и единственным), кто побывал на всех восьми полюсах земли — географических, магнитных, геомагнитных и полюсах относительной недоступности. А значит, новому герою предстоит стать первым в чем-то другом. Время для риска У Федора Конюхова было достаточно причин отправиться в кругосветку с часами Breitling: швейцарская мануфактура — официальный партнер Международной авиационной федерации, да и первый кругосветный полет на воздушном шаре был осуществлен при поддержке Breitling. Но главное даже не это — часы Breitling Emergency, которые достались пилоту, стали первыми часами, оснащенными двухчастотным радиолокационным маяком. С его помощью владелец часов может подать сигнал бедствия, и его подхватят спасательные службы. Часы Breitling Emergency II работают в двух частотах — 121,5 МГц и 406 МГц. Генеральный директор Breitling в России Арсен Балаян добился того, чтобы «Морсвязьспутник» начал регистрацию персональных аварийных радио­маяков, установленных в часах, так что на территории нашей страны часы работают без ограничений. Сигнал бедствия передается через международную спутниковую поисково-спасательную систему Коспас-Сарсат, которая направляет его спасательным организациям. Радиомаяк работает как на суше, так и на открытой воде.