Войти в почту

Распространённое мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни Православная Церковь никак не были связаны с гонениями на науку. 10 июля 2017 года на сайте Кольского научного центра РАН появилась новость о том, что Центр возглавил доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Кривовичев. В самом по себе этом сообщении не было ничего удивительного, и вряд ли бы оно привлекло внимание СМИ, если бы не одно но: профессор Сергей Кривовичев по совместительству – диакон церкви Великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге. Впервые в истории научный центр Академии наук возглавил церковный служитель. Отец семерых детей, диакон Русской Православной Церкви и одновременно член-корреспондент Российской академии наук и учёный с мировым именем через несколько дней после назначения дал первое интервью в новом статусе, в котором рассказал о вере и науке в своей жизни и их взаимном дополнении. Так, учёный не считает, что теория эволюции как-то противоречит Священному Писанию – в Библии лишь «говорится, что Бог создал Адама из праха земного – это можно толковать по-разному». Рассказал Сергей Кривовичев и о своём отношении к современным генетическим технологиям. «Мне кажется, что генная инженерия, а точнее терапия, имеет право на существование, если речь идет о лечении человека», – говорит диакон и профессор. Критически он относится лишь к созданию химер – организмов, состоящих из генетически разнородных тканей: «есть священные пределы, за которые человеку заходить нельзя». Наука создавалась верующими людьми, уверен профессор – он перечисляет нескольких признанных учёных, не скрывавших своей веры в Бога: Исаак Ньютон, Леонард Эйлер, Майкл Фарадей, Макс Планк. И в их числе – нашего современника, американского генетика Френсиса Коллинза, бывшего руководителем проекта по расшифровке генома человека. Кроме значительного перечня достижений в области генетических исследований, Коллинз известен своей активной христианской позицией в научной среде. Он автор книги «Язык Бога: наука представляет свидетельство в пользу веры». Свою научную работу и открытия в генетике Коллинз рассматривает как «возможность прославления Бога». Как-то Коллинза тоже спросили об эволюции и о христианах, которые её отрицают, думая, что теория эволюции не совместима с представлением о Боге-Творце. Коллинз ответил: «любой, кто изучает ДНК, знает факт, что мы на уровне ДНК на 98.4 % идентичны с шимпанзе, этого достаточно, чтобы не игнорировать этот факт». Христианин и учёный Френсис Коллинз считает, что теория эволюции, как мы её понимаем – это «творческая схема» Бога, а сама эволюция – «довольно удивительной творческий акт». Не раз приходилось учёному отвечать и на вопросы о генетических исследованиях и генной инженерии – ведь в июне 2000 года именно Коллинз представлял миру результат расшифровки генома человека, а наряду с ним это событие анонсировали президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэр – такова была эпохальность этого международного научного проекта. «Говорить, что генетическая инженерия является неприемлемой вследствие ее потенциала создания некоторых этических дилемм, является самым неэтичным вообще», – считает Коллинз . «Я думаю, что религиозный человек должен играть решающую роль в принятии решений, диалоге о том, что является этичным в использовании генетики, а что нет. Ученые не имеют однозначной позиции в этом вопросе», – говорит он. И правда! – не верующий ли человек – «боящийся Бога», служитель и член Церкви способен вершить нравственную историю человечества?.. Это очень здорово, что сегодня в мире начинает звучать голос верующих учёных – надеюсь, он будет звучать всё громче и громче. И что особенно важно, это не только голос богословов или философов, но и самых настоящих естествоиспытателей. Христианство долгие века несло культуру, просвещение и науку. Множество открытий, заложивших научную основу современной цивилизации, было совершено монахами и церковными учёными – вспомним, хотя бы, Николая Коперника, бывшего священником. В России труды по гелиоцентрической системе Коперника перевели и опубликовали тоже монахи – Чудового монастыря в Кремле: иеромонах Епифаний (Славинецкий) в 1655 осуществил перевод трактата, содержащего изложение системы Коперника, под заглавием «Зерцало всея вселенныя, или Атлас новый». Автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий свои знания тоже получал в монастырских библиотеках – сначала в Ниловой пустыни, а затем в Иосифо-Волоколамском монастыре. В московском Симоновом монастыре, куда Леонтий был отправлен для обучения в столичной академии, на искушённого в математике монаха обратил внимание Пётр Первый, повелением которого Магницкий в 1701 году был назначен преподавать математику в школу «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук», созданную Петром в Сухаревой башне. Распространённое мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни Православная Церковь никак не были связаны с гонениями на науку. Действительно, эпизоды с попытками контролировать науку и запрещать определенные теории имели место в католицизме. То же учение Коперника было официально запрещено католической церковью вплоть до 1836 года. Однако не стоит забывать, что западная церковь предпринимала эти действия в стремлении получить и вполне светскую, политическую власть на Западе. Пожалуй, именно благодаря такой позицией католическая церковь в итоге оказалась повинной в том, что Европа, цивилизованная и просвещённая христианством, христианство затем отвергла – процесс этот начался с французских деятелей Эпохи Просвещения, а заканчивается тем, что мы имеем в европейских странах сегодня... В России же ничего подобного не было и быть не могло. Да, бывали отдельные «очаги сопротивления» наукам среди духовенства, особенно из среды старообрядцев, но позиция просвещённого духовенства и церковного руководства в отношении образования была однозначной. Тот же Епифаний (Славинецкий) вовсе не какой-то подпольщик, а достаточно значимый церковный деятель той эпохи – поэт, оратор, богослов, один из соратников Патриарха Никона. Перевод труда о системе Коперника он осуществил именно по личному указанию Патриарха. Всего же в Москве Епифанием было составлено более 150 сочинений, как переводных, так и своих. Среди них – переведённые им «Анатомия» Везалия и «География» Иоганна Блеу, а также собственные «Филологический словарь» и словарь «Лексикон греко-славяно-латинский». Даже первое в России высшее учебное заведение – Славянско-Греко-Латинская академия, выпускниками которой стали многие известные люди России, в том числе Михаил Ломоносов, целиком церковное предприятие, где преподавателями были монахи, а занятия проводились в древнем московском Богоявленском монастыре. Русская православная церковь дружна с наукой и сегодня. Патриарх Кирилл – частый гость в научном сообществе. И речь не только о визитах в ВУЗы и встречах со студентами, и даже не о появлении в России научной специальности «теология» или кафедре теологии в МИФИ. Малозаметной для СМИ осталась прошедшая в июне нынешнего года встреча предстоятеля Русской Церкви с профессорами московских ВУЗов. Говорили на самые разные актуальные и интересующие учёных темы. В том числе и о генных технологиях – «демаркации морально оправданных технологий и морально неоправданных», как выразился один из участников встречи. Сегодня Церковь востребована в обществе и призвана в научный мир. Новые поколения учёных, препарирующие самые основы нашего мироздания – атомы и гены – оказались наедине с ворохом неразрешённых человечеством духовных дилемм, без ответов на которые нынешняя цивилизация напоминает обезьяну с гранатой. Достигнутая человеком небывалая власть над природой таит в себе все больше угроз – и для природы, и для него самого. Сегодня «просвещённый мир» как никогда нуждается в моральном и нравственном водительстве... И не пора ли сегодня учёным всех отраслей шире распахнуть для себя церковные двери и попытаться с помощью тысячелетней истории и морального авторитета христианства ответить на всё то огромное количество нравственных и мировоззренческих задач, которые ставит современная наука? Роман Плюта, председатель организации «Православный Союз»

Наука на пороге Церкви
© Деловая газета "Взгляд"