Войти в почту

Площадки под метановые заправки в Нижегородской области предоставят без торгов Правительство Нижегородской области предложило депутатам регионального заксобрания стимулировать строительство газозаправочных станций на территории региона. ­Земельные участки под крупные заправки предлагается передавать инвесторам без проведения торгов, причем эта норма будет действовать как для федеральных, так и для локальных игроков рынка. ­Местные компании считают, что с этой мерой законодатели запоздали, так как в Нижнем Новгороде почти не осталось площадок под газонаполнительные станции, а городских автобусов, работающих на этом виде топлива, для обеспечения рентабельности заправок слишком мало. Упрощение процедуры получения участков под строительство газозаправочных станций региональные власти рассматривают по рекомендации правительства РФ. Еще в сентябре 2015 года рабочая группа специальной комиссии по вопросам ТЭК рекомендовала субъектам предусмотреть возможность передавать земельные участки без торгов организациям, реализующим проекты по развитию газомоторной инфраструктуры. Поэтому областное министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области предложило внести изменения в ст. 81 закона «О регулировании земельных отношений Нижегородской области». Эти поправки предполагают, что земельные участки, находящиеся в областной собственности или госсобственность на которые не разграничена, могут предоставляться в аренду без проведения торгов для «реализации масштабных инвестиционных проектов, предполагающих строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС)». Причем федеральное правительство рекомендовало передавать землю без конкурса только компаниям-нерезидентам, а областные власти решили уравнять в правах местные и сторонние организации и выдавать без тендера участки под любые крупные метановые газозаправки, размещение которых предусмотрено постановлением правительства Нижегородской области. Критерии «масштабности» проектов и прочие детали пока не прописаны и будут уточняться ко второму чтению закона, которое намечено на сентябрь, рассказал председатель комитета заксобрания по имущественным и земельным отношениям Андрей Тарасов. «Все детали мы будем уточнять в ходе рабочих совещаний с минэкологии и минЖКХ, чтобы правильно расставить в законе приоритеты и не оставить непродуманных вопросов. В законе должно быть четко прописано, в каких зонах можно строить такие заправки и какой объем средств должен быть вложен в АГНКС для признания проекта масштабным», — пояснил депутат. Решение о выделении участка без торгов будет принимать инвестсовет при губернаторе. Как пояснили „Ъ“ в региональном мининвесте, сейчас министерство прорабатывает условия строительства АГНКС на выделяемых участках и изучает опыт других регионов, где подобная норма уже действует — это Самарская область, Санкт-Петербург и Удмуртская республика. По идее областных властей, новые нормы должны стимулировать газовщиков строить в регионе больше заправок, в первую очередь чтобы заправлять муниципальные автобусы, которые закупаются по льготным лизинговым федеральным программам. «Еще три года назад правительство РФ рекомендовало переводить общественный транспорт на газомоторное топливо. Нижний Новгород только в этом году закупил более 50 автобусов, работающих на газомоторном топливе, в лизинг по льготной ставке. Это было выгодно и для города, и для области, и для перевозчиков, и для жителей», — напомнил Андрей Тарасов. Однако заправляться этим автобусам практически негде — по данным областного министерства энергетики и ЖКХ, на территории региона работают всего три автомобильных газонаполнительных компрессорных станции — две в Нижнем Новгороде (на улице Ларина и на Московском шоссе) и одна в Дзержинске — и еще одна многотопливная автозаправочная станция, которая заправляет автомобили бензином, дизельным топливом и природным газом. Заправок, работающих со сжиженным углеводородным газом (СУГ), в области значительно больше — 50 единиц, плюс еще 40 многотопливных станций, которые также заправляют транспорт сжиженным газовым топливом. ­Напомним, в начале 2015 года «Газпром» заявлял о планах до конца 2016 года построить в Приволжском федеральном округе дополнительно 24 АГНКС, а в Нижегородской области до 2020 года собирался увеличить число таких станций до девяти. Оперативно прокомментировать инфраструктурные планы и предложение областных властей в «Газпром газомоторное топливо», которое развивает сеть газозаправочных станций, вчера не смогли. Между тем в начале года Минтранс РФ разработал программу развития газомоторного транспорта на ­2018–2022 годы стоимостью 769,6 ­млрд руб. По итогам программы потребление сжатого газа в качестве топлива в стране должно вырасти почти в четыре раза и достичь 2,17 ­млрд куб. м (1,5 ­млрд куб. м сжиженного газа и 670 млн куб. м сжатого). Сейчас доля КПГ в РФ, используемого на транспорте, составляет 0,5%, на сжиженный углеводородный газ приходится еще 2,1%. По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, упрощение порядка предоставления земли под строительство АГНКС станет одним из стимулов к развитию газомоторной инфраструктуры в регионе. «Это неплохая мера поддержки, с точки зрения региональных властей. Другое дело, что бизнес идет в проекты, где есть потребители, то есть подходит к вопросу с точки зрения инвестора и просчитывает окупаемость. Но здесь непонятно, что первично, курица или яйцо: нет инфраструктуры — нет потребителя, нет потребителей — нет инфраструктуры. Поэтому мы предлагаем газовым компаниям работать „в длинную“, потому что в конечном счете это очень перспективное направление», — считает эксперт. Генеральный директор компании «Реал-Инвест», которая развивает в Нижегородской области сеть автогазозаправочных станций на СУГ, Лев Тарабарин считает, что рынок сбыта в Нижнем Новгороде не сформирован, и «две — три сотни муниципальных автобусов погоды не сделают». По мнению бизнесмена, новый закон опоздал на 15 лет. «При размещении метановых заправок необходимо соблюдать определенные техрегламенты, в частности, площадка должна быть довольно большой, так как заправка метаном длится до получаса и нужно делать сразу много колонок. При этом заправка должна находиться вблизи газопровода. А сегодня Нижний Новгород так застроен, что мест под размещение таких заправок практически не осталось», — отмечает господин Тарабарин. При этом размещение в городе двух–трех новых ­АГНКС, если для них найдутся участки, проблему не решит, добавляет бизнесмен: пробег автомобиля на одной заправке равен 200–250 км, и чтобы на КПГ перешли грузовые автомобили и автобусы, которые являются основными потребителями природного газа, необходимо построить газозаправки во всех крупных городах региона и на границах области. Анна Павлова

Газ — и готово
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде