Требования к качеству топлива ужесточат на федеральном уровне
Изменить ситуацию на российском топливном рынке правительство пытается давно. Как рассказал и. о. руководителя Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Андрей Челышев, в 2015 году с участием Генеральной прокуратуры РФ по всей стране была проведена масштабная проверка - более 3,7 тысячи организаций. В 42,5 процента случаев были выявлены регламентные нарушения в части физико-химических показателей (ФХП), непосредственно влияющих на работу двигателя транспортного средства и экологическую безопасность выхлопа - примерно в 20 процентах случаев. Через год новая проверка показала, что доля нарушений в этой части снизилась на четверть, а регламентных нарушений - почти вполовину, до 25 процентов. Однако затем санкции Росстандарта "забылись", и в 2017 году нарушения были найдены у 40 процентов проверенных АЗС. Повлиять на недобросовестных заправщиков предлагается на федеральном уровне - установить оборотный штраф за нарушение ФХП в размере до одного процента от выручки "провинившейся" АЗС за год, а также приостанавливать ее деятельность. При этом, по словам Челышева, уже инициированы изменения в законодательство, которые позволят предварительную оценку качества топлива проводить с помощью экспресс-анализаторов прямо из заправочных "пистолетов", а кроме того, сделать проверки внезапными. - Плановые проверки только отвлекают человеческие ресурсы и деньги, - поясняет Челышев. - Трудно не подготовиться, если знаешь о визите контролирующих органов заранее. Однако АЗС - это лишь конечная точка технологической цепочки производства и реализации топлива. Можно ли накладывать все обязательства по соблюдению его качества только на "человека с пистолетом"? В рамках Таможенного союза разработан, к примеру, технический регламент требований к качеству топлива, однако нет нормативов на процессы его хранения и реализации. Правда, в России существуют правила технической эксплуатации нефтебаз и АЗС, а также ГОСТ на хранение топлива, который подразумевает, к примеру, своевременную очистку танков. При этом нефтебазы имеют право указывать в своих нормативных документах параметры, указанные в документах завода-изготовителя, то есть им самим контроль качества просто не нужен. А еще слабым звеном в цепочке "нефтебаза - АЗС" может являться перевозчик, который не несет никакой ответственности за доставку своего груза и может по пути подменить товар. И по-этому с легальной нефтебазы на легальную заправку может приехать "левый" бензин. Качественное топливо будет продано по цене ниже рыночной на "серой" заправке, вертикально-интегрированные нефтяные компании и сети АЗС несут репутационные риски, а государство недосчитается акцизов на нефтепродукты. Поэтому если некачественное топливо было выявлено, нужно идти по цепочке "заправка - доставка - база" и наказывать всех, считает вице-президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Леонид Чурилов, как это сделано на алкогольном рынке. Кроме того, необходимо составить реестр всех объектов, которые участвуют в обороте топлива. Способствовать выявлению таких связей, кстати, могли бы и сами автомобилисты - по закону они имеют право затребовать пробу топлива на анализ. Вот только стоит такая "услуга" от семи тысяч рублей. И если гражданин не готов вынуть эту сумму из своего кармана, то можно обратиться к общественной организации - созданные специально для защиты прав потребителей, они имеют право обращаться в контролирующие органы. В этом случае очень поможет экспресс-анализатор: есть отклонения - в дело включается лаборатория, нет - проверка прекращается. Частью решения могла бы стать и борьба с "серыми" заправками. Большинство водителей грузовиков знают, где на трассе можно заправиться прямо из бензовоза, в ночное время такие "точки" даже подсвечивают особым образом. Но дизельное топливо по цене 30 рублей - это нонсенс. Почему государство это допускает? - Государство должно усовершенствовать функцию регулятора, - считает Андрей Челышев, - иначе рынок будет работать на мошенников. В 2001 году Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию за доказательство того, что неопределенность качества - это рыночный механизм, в результате действия которого плохие товары вытесняют хорошие. Однако у проблемы есть еще один немаловажный аспект, и затрагивает он в первую очередь малопривлекательные для бизнеса территории. Единичные заправки в небольших населенных пунктах часто живут как раз за счет маржи между ценой менее качественного топлива и покупательной способностью населения. Когда Росстандарт начнет внезапно проверять, штрафовать, а то и закрывать такие АЗС, качество топлива повысится. Но пострадает в конечном счете потребитель. Если учесть, что в России примерно 22-24 тысячи заправок и около 15-16 тысяч из них, то есть 70 процентов рынка, - так называемые одиночные, то масштаб проблемы очевиден. Однако решать ее надо, ведь топливо - это безопасность не только автомобилей, но и самолетов. По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, мог бы сработать принцип "Разделяй и властвуй!". Торговцев некачественным товаром можно выдавить с рынка, введя рейтинг звездности автозаправок. Разработана даже методика добровольной сертификации качества сервиса на АЗС, до конца года его планируется утвердить в качестве национального стандарта "Станции (комплексы) автозаправочные. Оценка качества сервиса", одним из ключевых критериев которого должна стать предварительная проверка качества топлива Росстандартом, а в дальнейшем - такие же ежегодные проверки в течение трех лет. Отмечать заправки неким специальным знаком предлагается на онлайн-картах. Все эти меры, по мнению Канаева, будут способствовать естественному выдавливанию с рынка недобросовестных торговцев топливом, а контролирующим органам позволят проводить более эффективные рискоориентированные проверки, которые сэкономят немалые бюджетные средства.