Войти в почту

Сколько стоит спасти раритетный самолет вопреки препонам бюрократии

Этот Ил-14 долгое время был рабочей лошадкой в Западной Сибири и Якутии: возил грузы, почту и пассажиров. В 1993 году сменил "профессию" - стал тренировочным для членов подросткового аэроклуба в городе Мирном - столице "алмазного края". А в 2003 году "переехал" в Петербург. Вот уже почти четверть века бессменный командир воздушного судна - Александр Поддубный. - Аэроклуб к тому времени почти прекратил существование, - рассказывает летчик. - В аэропорту стали требовать деньги за стоянку, а ведь в те времена за секции, кружки и клубы мы плату не брали. И вдруг я узнал, что в Петербурге планируется создание музея летающих самолетов. С другого конца страны Ил-14 добрался до Северной столицы своим ходом, однако музейным экспонатом так и не стал. Аэропорт "Ржевка", где планировалось разместить экспозицию, вскоре обанкротился, Поддубного и его крылатую технику приютили на одном из заводских аэродромов вблизи города. После зимы в очередной раз провели работы по расконсервации ИЛ-14, Поддубному помогают и профессионалы, и энтузиасты. Алексей - с Чукотки, сейчас учится в Петербурге на авиадиспетчера. Хотел стать пилотом, но не прошел по зрению. По его словам, простые работы энтузиасты делают сами - к примеру, сейчас ремонтируют рамки иллюминаторов. Для технического обслуживания привлекают квалифицированных техников, все работы обязательно регистрируют. - В соответствии с требованиями двигатели самолета необходимо запускать на "газовку" один раз в 30 дней, и мы летом это делаем, - рассказывает добровольный помощник. - За один раз уходит примерно бочка авиационного бензина, с топливом нам помогают. Помогли Поддубному и с уплатой транспортного налога. Как рассказали корреспонденту "РГ" в управлении ФССП РФ по Санкт-Петербургу, злостным должником Сан Саныч становится регулярно: обыкновенному пенсионеру просто не под силу платить налог на двигатели такой мощности. В Петербурге и Ленинградской области ставка транспортного налога сейчас составляет 125 рублей на одну лошадиную силу. У самолета Ил-14 два двигателя мощностью 1900 лошадиных сил каждый. Нехитрый подсчет: Александр Поддубный должен платить государству 475 тысяч рублей ежегодно. Однако никаких иных доходов, кроме пенсии, у него нет. Долг копился с 2012 года, и исполнительное производство было возбуждено на сумму 2 миллиона 653 тысячи 843 рубля - долги перед налоговой службой, накопившиеся за четыре года, а также исполнительский сбор и расходы на оценку воздушного судна, которое за долги пытались продать с молотка. - Приходили люди, интересовались, - говорит пилот, - да так и уходили. Судно было разукомплектовано, то есть технически неисправно. Заплатить в очередной раз помогли благотворители. А вот авиакомпании - ни "Аэрофлот", в состав которого полжизни входил этот Ил-14, ни "Россия", для которой петербургский аэропорт "Пулково" является базовым, судьбой раритета не интересуются. И для Сан Саныча это особенно обидно, потому что за рубежом к таким самолетам - совсем другое отношение. - Вот у "Люфтганзы" зарегистрирован самолет U-52 1936 года выпуска, "Дедушка Ю" его называют, - рассказывает Поддубный. - Он находится в изумительно хорошем состоянии, и на нем выполняют экскурсионные полеты. Не поверите, на два года вперед список пассажиров составлен. Ил-14 тоже мог бы стать экскурсионным бортом. Однако по действующему российскому законодательству регистрация в реестре гражданской авиации дает владельцу воздушного судна право использовать его только для личных нужд - летать самому и катать друзей. Чтобы перевозить грузы и пассажиров, необходимо получить лицензию, что для одного самолета крайне сложно. При этом авиакомпании, которые выполняют пассажирские перевозки и работают для нужд народного хозяйства, транспортным налогом не облагаются. А Поддубный "попадает" на полмиллиона ежегодно и платит долги по исполнительным листам со своей пенсии. Но если самолет снять с регистрации, чтобы не платить налог, он превратится в бесполезную груду металла. Обратно в реестр гражданских воздушных судов внести его будет практически невозможно. - Мы пытались присоединиться к авиакомпаниям, но не получили никакой поддержки, - рассказывает Сан Саныч. - Во главе у них сейчас стоят коммерческие директора, которым интересна в первую очередь прибыль. Раньше были летчики, с летным образованием, а сейчас менеджеры. Нам выжить в таком состоянии очень сложно. На голом энтузиазме. А старается Поддубный, между прочим, не для себя. Уже несколько лет он хочет создать в Петербурге подростковый летный клуб. И название уже придумал: "Орлята учатся летать", и благотворительный фонд, который мог бы финансировать эту деятельность, зарегистрировал. Мечта Александра Поддубного - снова подняться в воздух на своем Ил-14. На эти цели необходимо примерно три миллиона рублей: средства пойдут на оплату работ по предполетной подготовке и получение сертификата летной годности. Тогда можно было бы и в Германию слетать - давно приглашают, придумали даже туристический маршрут перелета через Псков. Однако проблема еще и в том, что взлететь Ил-14 может, а вот приземлиться ему сейчас некуда. На аэродроме под Петербургом вести образовательную и туристическую деятельность не разрешат. А уезжать летчик не хочет. - Практически во всех странах мира, если человек содержит такой раритетный самолет, государство ему помогает. Во Франции, например, я могу вступить в музейное членство, летать на этом самолете и катать пассажиров. Это очень развито в Англии, у них есть не только свои летательные аппараты, они любят и советскую авиацию, - рассказывает летчик. - Но мне сводить концы с концами приходится дома. До последнего момента у проекта были потенциальные меценаты, которые обещали профинансировать ремонт самолета, если с него снимут арест. Но теперь от своих слов все отказались. А Поддубному надо торопиться, ведь в ноябре придет новая квитанция от налоговой - на 475 тысяч рублей. Знаете ли вы Самолеты Ил были разработаны в 1943 году как дальние стратегические бомбардировщики, затем доработаны для нужд гражданской авиации. В советское время Ил производили на заводе в Дюссельдорфе, который тогда находился на территории ГДР. В Германии было построено 80 самолетов, борт Поддубного имеет шильду с порядковым номером 59. Сейчас в России и в мире всего три самолета Ил-14 в состоянии летной годности. Два из них базируются в Москве, один - самолет Поддубного. Тем временем Елена Ленчицкая, пресс-служба УФССП по Санкт-Петербургу: - Конечно, в нашей практике это нестандартный, сложный случай. Мы знаем, как сложно летчику восстанавливать самолет, уважаем его отношение к истории. Но огромная задолженность за воздушное судно, зарегистрированное за его владельцем, долгое время оставалась непогашенной. Получился замкнутый круг: самолет попадал под арест, выставлялся на торги, но не продавался из-за от- сутствия покупателей, арест снимался, затем снова накладывался. Безусловно, мы искренне порадовались счастливому завершению этой истории. Надеемся, что теперь Александр Александрович сможет решить финансовые проблемы и отремонтировать уникальный самолет, а главное - найти решение проблемы налогообложения воздушного судна и больше не становиться должником. В 2012 году на спонсорские деньги уже удавалось погасить задолженность, но затем образовались новые долги. Хочется верить, что благодаря большому резонансу этой истории в прессе, летчику удастся привлечь на свою сторону людей, способных повлиять на ситуацию и сохранить Ил-14.

Сколько стоит спасти раритетный самолет вопреки препонам бюрократии
© Российская Газета