Российские свиньи не захватят Китай

Россия научилась производить столько свинины, что готова кормить своей продукцией Китай. Но инициатива может оказаться запоздалой. Гастрономические предпочтения китайцев меняются в пользу овощей и фруктов, цены на свинину в материковом Китае падают, к тому же в России властям не удается взять под контроль «чуму свиней». Россия готова экспортировать мясо в Китай и зарабатывать на этом твердую валюту. Но политического решения об открытии китайского рынка для российских производителей мяса до сих пор нет, хотя Владимир Путин ведет соответствующие переговоры с Китаем. Об этом глава государства сообщил в ходе «прямой линии» 15 июня.

Российские свиньи не захватят Китай
© Газета.Ru

Отвечая на вопрос о возможных сроках действия продовольственного эмбарго, Путин отметил, что в последние годы Россия в разы сократила импорт продовольствия и нарастила производство мяса, по крайней мере, свинины и мяса птицы. Собственное производство этих видов мяса теперь «закрывает практически всю нашу потребность». Теперь можно экспортировать. «Мы сейчас ищем рынки сбыта. Я с нашими китайскими друзьями договариваюсь о том, чтобы они открыли китайский рынок для наших производителей свинины и мяса птицы», — сказал Путин.

Переговоры о допуске российского мяса на рынок Китая находятся в самой активной фазе, отмечал ранее и глава Минсельхоза Александр Ткачев. При этом министр имел в виду не только свинину с курятиной. «По всем видам мяса и птицы, говядины и свинины — двусторонние переговоры между двумя странами находятся в самой активной фазе», — говорил Ткачев.

Ни президент, ни профильный министр не уточнили, когда китайский рынок будет открыт для мясной экспансии отечественных свиноводов. На это могут уйти годы. А если говорить о свинине, то наладить ее поставки в Китай, как выяснила «Газета.Ru», и вовсе проблематично.

До сих пор Россия не продала Китаю вообще ни одного килограмма мяса. Если, конечно, речь не идет о контрабанде.

«Официально рынок Китая закрыт для российского мяса», — пояснил «Газете.Ru» председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

Сначала просто нечего было экспортировать. В течение нескольких десятилетий Россия импортировала мясо, около 1 млн тонн ежегодно. И только с 2015 года у некоторых российских производителей появилась возможность продавать излишки за границу. По крайней мере, об этом заявляли «Мираторг» и «Черкизово», отмечает Мамиконян. Сейчас Россия экспортирует около 100 тыс. тонн мяса, но только не в Китай.

Проблема допуска на страновой рынок не решается на уровне компаний. Для того чтобы рынок открылся, необходимы как минимум три условия.

Первое — наличие политической воли. Со стороны России есть желание организовать экспорт. Со стороны Китая тоже нет принципиальных возражений, утверждает Мамиконян. «Мы общаемся с коллегами из Китая, и я не раз бывал там с визитами. Китай не возражает, но ставит условия, вполне справедливые», — говорит представитель отрасли.

Странам необходимо согласовать технические регламенты на мясо и мясную продукцию. И решить главную проблему — избавиться от АЧС (африканской чумы свиней). Чума официально зарегистрирована в 10 регионах России.

Начиная с 2007 года было зарегистрировано более 1,1 тыс. случаев этой болезни в 46 регионах, отмечал 14 июня на «правительственном часе» в Совете Федерации глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Потери поголовья от АЧС составили 800 тыс. свиней, в финансовом выражении — 70-75 млрд руб.

Наиболее опасная ситуация в Центральном и Приволжском федеральных округах. Здесь сосредоточено 60% поголовья свиней.

По словам Данкверта, из-за неконтролируемых перемещений свиней и продукции может быть занос возбудителя болезни в любой регион страны. То есть от заболевания не защищен никто в России.

«Мы пока не можем купировать распространение АЧС», — говорит Мамиконян. Необходимо для начала восстановить хотя бы контрольно-надзорную вертикаль в сфере продовольствия. Сейчас головной регулятор отрасли — Россельхознадзор — лишен права вмешиваться в деятельность региональных органов надзора, поскольку они подчинены губернаторам. А региональной власти и местному бизнесу не выгодно афишировать наличие вспышек АЧС и других болезней животных на своей территории. Риски дальнейшего распространения АЧС в России высоки, отмечает эксперт.

Понятно, что Китай, в котором съедается 52% всей свинины, производимой в мире, опасается закупать ее в России. Большую часть необходимой мясной продукции Китай производит сам. Остальное импортирует из США, Канады, из стран Южной Америки. И это означает, что российские экспортеры мяса, даже если будет урегулирована проблема с сертификатами, столкнутся на китайском рынке с жесткой конкуренцией.

Еще один фактор, который не способствует экспорту той же свинины из России в Китай — довольно экзотический. Китайцы меняют свои гастрономические предпочтения. Растет потребление столь любимых китайцами пельменей, но с начинкой не из мяса, а из овощей. Наблюдается явный отход от традиции — употребления богатых жиром пельменей из свинины.

«Эта тенденция обозначилась среди потребителей материкового Китая, особенно в возрасте от 20 до 35 лет», — цитирует Reuters Эллиса Вана, менеджера по маркетингу General Mills. Между тем, ожидалось, что потребление мяса в Китае будет расти, по крайней мере, до 2026 года. Но спрос на свинину достиг потолка.

По данным Euromonitor, продажи свинины в последние три года снизились. В прошлом году они достигли трехлетних минимумов — 40,85 млн тонн против 42,49 млн тонн в 2014 году. Euromonitor прогнозирует продолжение спада и в 2017 году.

Продажи овощных пельменей в прошлом году возросли на 30%, по сравнению с 7% для всех замороженных пельменей, показывает исследование Nielsen.

Тенденцию перехода в потреблении с мяса на овощи и в целом на здоровую пищу подтвердил «Газете.Ru» сотрудник посольства Китая в России господин Сун Кай.

«Да, молодежь, особенно в крупных городах Китая, сейчас стремится к здоровой пище. Не то чтобы китайцы разлюбили свиные пельмени, но, например, девушки хотят сохранить фигуру и готовы ограничивать себя в еде», — говорит Сун Кай.

Потребительские предпочтения в китайских городах действительно начинают смещаться в сторону растительной пищи.

«Поэтому, планируя экспорт в Китай в будущем, лучше думать о чем-нибудь растительном и экзотическом. Например, об авокадо, чем о традиционных «рогах и копытах», — пишет в отчете для агроинвесторов Андрей Дальнов, руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово».

Наконец, фактор цены. Цены на китайскую свинину снижаются примерно на 25% с января, при том, что, по официальным данным, предложение свинины в этом году ниже по сравнению с прошлым годом, отмечает Reuters.

С тех пор как Китай начал открываться миру в конце 1970-х годов, спрос на свинину увеличивался в среднем на 5,7% каждый год, до 2014 года, поскольку бум экономики позволил сотням миллионов китайцев есть мясо чаще. Во время правления Мао Цзэдуна с 1949 по 1976 годы мясо было для многих роскошью. Теперь растущая озабоченность по поводу ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний также способствует росту продаж всего не мясного — от авокадо до фруктовых соков, а также спортивной одежды.

«Рыночный спрос остается очень слабым, и я думаю, что одним из факторов этого является то, что люди считают, что чем меньше мяса, тем здоровее пища. Это новая тенденция», — сказал Пан Чэньцзюнь, исполнительный директор Rabobank в Гонконге.

В апреле министерство здравоохранения Китая начало вторую 10-летнюю кампанию по пропаганде здорового образа жизни, призывая граждан потреблять меньше жира, соли и сахара и стремиться к «здоровому питанию, здоровому весу и здоровым костям».