Войти в почту

Атомный «Тайфун»: как не имеющая аналогов подлодка держала в страхе Запад

Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941 типа Тайфун - прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси Охота за Красным Октябрем идет в Санкт-Петербург. Корабль, внесенный в книгу рекордов Гиннеса примет участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для гиганта станет военно-морская база Кронштадт. Дмитрий Донской - последний корабль 941 проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. АПЛ решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С ее борта проводились практически все испытательные пуски новейшей морской баллистической ракеты Булава . Кроме того Дмитрий Донской привлекается к испытаниям новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955 и 885 проекта типа Борей и Ясень . Роман Охота за Красным Октябрем появился в 1984 году. В то время, головной Тайфун только поступил на вооружение Северного флота. Его облик был строго засекречен. СССР построил лодку, немеющую аналогов, как по боевым возможностям, так и составу вооружения. Но, не смотря на секретность, снимок Тайфуна в сдаточном доке попал в английский журнал Jane s Defence. Сделала его, якобы, крановщица Северодвинского машиностроительного предприятия. КГБ вычислило ее по ракурсу, с которого был снят секретный объект. Так взорвалась бомба . Вряд ли работая над романом, Кленси знал о существование лодки 941 проекта. Главный герой его произведения - советский командир подлодки Красный Октябрь Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) по сюжету принял решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Но появление снимка, придало и роману и фильму особую остроту. ТК-208 и сегодня будоражит сознание своими размерами. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина 173 м, ширина 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю КамАЗ . В его носовой части размещаются 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon. Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся 5 прочных корпусов. В них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное - каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира. Между двумя главными корпусами - пусковые шахты баллистических ракет. В носовой части лодки расположены 6 торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины. Но, пожалуй, главным и самым неприятным для запада открытием стало то, что в отличие от всех других советских АПЛ, Тайфун мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед создавая полынью и тем самым выдавать свое местонахождение. Тайфуну она был недужна. Заняв боевое положение и получив сигнал на применения оружия экипаж производил пуск ракет. Но перед тем как стартовать первыми к поверхности устремлялись реактивные снаряды разбивавшие многометровый лет и только следом за ними стартовали баллистические ракеты. Из-за этой особенности 941 проект нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара. Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте Тайфун невзлюбили, презрительно обозвав его водовозом . По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) 941 проект проигрывал другой стратегической АПЛ проекта 667 БДРМ. При практически равных боевых возможностях он был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1 ранга, а на Тайфуне - контр-адмирал. Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и Тайфуны . В настоящее время из шести субмарин только Дмитрий Донской находится в боевом составе, как экспериментальная лодка. Два ракетоносца Архангельск и Северсталь стоят у пирса Северодвинского машиностроительного о предприятия в ожидании решения о их судьбе. Первоначально их планировали порезать, как и другие корабли этого проекта на металлолом в рамках российско-американского договора СНВ-2. На Архангельске даже вырезали ракетные шахты. Он так и стоит с развороченной верхней палубой, чтобы пролетающие американские спутники могли видеть его беспомощность. Северсталь , пока, не трогают. По словам моряков, окончательного решение по судьбе кораблей нет. Поэтому, несмотря на нерешенный статус на них продолжают нести службу. В экипажах надеются, что временна отсрочка на исполнение приговора может означать, что корабли снова вернут в строй. Судить об этом можно по тому, что ГРЦ имени Макеева создававший твердотопливную РСМ-52 сейчас снова занялся морской ракетой. В настоящее время, предприятие завершает конструкторские работы по новой тяжелой баллистической ракет Сармат . Она предназначена для замены сухопутных РС-20 Воевода и поступит на вооружение уже в следующем году. Тем не менее между РСМ-52 и Сармат есть нечто общее - система управления созданная для сменщицы РСМ-52 - ракеты Барк . В девяностых, когда принимались решения по СНВ, ее как раз создавали для вооружения Тайфунов . Из-за отсутствия королей проект закрыли. Сегодня, как видеться не окончательно. Вполне может оказаться, что Сармат сделают универсальным. То есть запускать его станут не только из шахты, но и из под воды. Последнее в ГРЦ Макеева умеют делать как никто лучше. Межфлотский переход ТК-208 первая и возможно последняя боевая служба корабля с 1995 года. Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга, капитан 1 ранга Игорь Курдин рассказал, что Дмитрий Донской - единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции. Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря корабль пройдет в Кронштадт в надводном положении, - сообщил Курдин.

Атомный «Тайфун»: как не имеющая аналогов подлодка держала в страхе Запад
© ТК «Звезда»