Войти в почту

Не помогли и «Алые паруса». Как «умирали» парусники ростовской мореходки

Сегодня в мире остались всего несколько десятков парусников, а раньше сотни их бороздили океаны. Три корабля когда-то принадлежали Ростовскому мореходному училищу – «Ипполит», «Вега» и «Альфа». Подарок с довеском Стройная трёхмачтовая красавица баркентина «Ипполит» была построена в 1892 г. Парусник появился на свет благодаря Ипполиту Чайковскому, младшему брату знаменитого композитора Петра Чайковского. Ипполит жил в Таганроге и с 1885-го по 1894-й возглавлял Попечительский совет Таганрогских мореходных классов. «Во всех флотах мира есть традиция: чтобы стать толковым мореходом, курсант должен пройти практику на паруснике, поскольку этот корабль самый сложный в управлении. У Таганрогских классов такого судна не было, и Ипполиту Ильичу пришла в голову замечательная идея: подарить курсантам парусник. Он посетил именитых и состоятельных горожан и рассказал им о своём замысле», - рассказывает заместитель директора Института водного транспорта имени Г.Я. Седова по социальной и воспитательной работе Михаил Трофимов. Идея благородная, поэтому достаточное количество беспроцентных кредитов Чайковский получил. «Святой Ипполит» сошёл с верфи в 1892 году, и Ипполит Ильич торжественно объявил начальнику мореходных классов, что парусная красавица теперь принадлежит Таганрогским мореходным классам. Но это известие вовсе не обрадовало начальника. Да и как могло быть иначе, ведь к подарку прилагался реестр расходов. Кругленькую сумму, потраченную на возведение парусника, должны были вернуть кредиторам... мореходные классы. Но они существовали за счёт бюджета, и такие расходы были им просто не по карману. Кроме того, требовались большие средства на содержание парусника. Начальник мореходных классов разругался с Ипполитом Ильичом и подал в отставку. Но младший Чайковский не отчаялся. Он устроил на борту судна грандиозный праздник. На банкет пригласил более двух десятков человек: дворян, богатых купцов, банкиров - всех, кто дал деньги на строительство парусника. В разгар торжества Чайковский произнёс прочувствованную речь: «Господа! Вы сделали святое дело для Российского флота! Огромное вам спасибо! Мореходные классы отплатят отечественному флоту первоклассными специалистами». Его речь прервали бурные аплодисменты и восторженные крики гостей. Но глава Попечительского совета продолжил: «Но, уважаемые господа, у вас нет никакой надежды получить назад одолженные деньги, сделайте ещё одно доброе дело: простите долги мореходным классам». Господа слушали, а журналисты фиксировали. Всё это звучало до умиления наивно, но именитые горожане были поставлены в такую ситуацию, что пришлось им, почесав затылки, публично простить все кредиты мореходке. В 1924 году Таганрогские мореходные классы перестали существовать, поэтому парусник передали Ростовской мореходке. Несколько лет на судне проходили практику курсанты из Ростова, Баку, Одессы и Астрахани. А, кроме того, на «Ипполите» снимались все немые фильмы о флоте и морских путешествиях. Но вскоре без необходимого ремонта, а денег на него не было, парусник поизносился и был списан. Последние несколько лет жизни, примерно до 1932 году, судно провело у стенки в роли блокшива (плавучего склада), пока совсем не развалилось. В годы, когда Ростовкое мореходное училище не имело парусников, будущие моряки сами строили модели кораблей и изучал их по макетам и музейным экспонатам. Фото: Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова Как прославилась «Вега» В Латвии, на побережье маленького уездного городка Кабли, прибалтийские корабелы построили баркентину «Таара». Многовековой опыт предков заменял им чертежи, поэтому умельцы работали «по памяти», строили не на верфях, а прямо на берегу у кромки воды, чтобы корабль было легче спустить на воду. Крепкое грузовое судно с 1903 года ходило из портов Балтийского моря с грузом на борту к островам Вест-Индии, к берегам Западной Африки и даже Южной Америки (Чили). После революции «Таара» долго переходила из рук в руки, пока наконец преподаватели Ростовского училища не нашли судно на кладбище старинных кораблей под Петербургом. Корабль переименовали в «Вегу». Три года восстановительных работ - и судно отправилось в порт приписки Ростов-на-Дону, чтобы принять на палубу практикантов. Будни будущих моряков непростые. На «Веге» не было электроэнергии, отопления, не было вспомогательного двигателя «на всякий случай». Просачивавшуюся сквозь деревянные пазы обшивки воду курсанты откачивали ручным насосом, железные печки в кубриках топили дровами. Всё приходилось делать вручную. Практику на «Веге» проходил Герой Советского Союза Николай Лунин, который торпедировал вражеский линкор «Тирпиц», и будущий капитан парусной красавицы Николай Зиновьев (впоследствии главный лоцман Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны). Каждая швартовка «Веги» собирала на набережной сотни ростовчан. Зрелище действительно было впечатляющим. «Летящее судно издали казалось букетом белых роз... Теперь «Вега» приближается. Блестит золотом котелок магнитного компаса... И вот с мостика раздаётся команда: «Все наверх, убрать паруса!» Мгновенно ожила палуба, матросы в серых робах понеслись к мачтам. Практиканты, вполне уже матросы после длительного плавания, работали на реях с ловкостью циркачей, быстро и красиво, профессионально точно убирали тяжёлые полотнища колыхающихся парусов... » - так описывал прибытие «Веги» очевидец С. Быкодоров. А в 1936 г. на палубе парусника режиссёр Владимир Вайн­шток снял фильм «Дети капитана Гранта». Тринадцатая навигация «Ве­ги» пришлась на 1941 г. и стала последней. Её капитан ушёл на фронт. А парусник с экипажем курсантов и новым капитаном поднял на борт оборудование ростовских заводов. От устья Дона до Керченского пролива судно прошло благополучно. Оставалось миновать пролив, за которым Чёрное море. Но неожиданно мощное подводное течение вынесло тяжелогружёный корабль на Железную банку. Корпус получил повреждения и дал течь. Но курсанты смогли снять повреждённый парусник с камней и как-то дотянуть до Геленджика. Разбитый корабль приткнулся к пирсу. Ремонтировать его было некогда и некому. К его палубе стали швартоваться катера. Так и получилось, что все военные годы «Вега» прослужила в качестве импровизированного причала. А когда пришёл мир, её корпус забутовали камнем и песком удлинили причал. Сейчас на том месте бетонный пирс. Курортники, прогуливаясь по набережной Геленджика, даже не подозревают, что под толстым слоем бетона покоится красавица «Вега». Алые паруса В 1954 году Ростовская мореходка им. Седова вновь получила учебное судно. Грузовой парусник до этого часто менял хозяев и выглядел весьма потрёпанным. Ящики, бочки и уголь - вот что до этого перевозил будущий символ любви. Пос­­ле ремонта судно назвали «Альфа» и пришвартовали у донской набережной. Корабль был прекрасен: высота мачты 35 м, длина судна 40 м, ширина 9 м. У места стоянки парусника постоянно толпились ростовчане. Три года седовцы ходили на «Альфе» в учебные рейсы. Но судну требовались ремонт такелажа и профилактика подводной части корпуса. Судоремонтные базы Польши могли бы сделать эту работу, но цена была очень высокой. Поэтому для руководства мореходки настоящим спасением стал звонок со студии «Мосфильм». Там собирались экранизировать романтическую историю Грина «Алые паруса». Так в 1961 году «Альфа» и экипаж моряков из ростовской мореходки оказались на съёмках у берегов Крыма. «Белые паруса сняли, вместо них сшили полотнища из тонкого, но эффектного красного шёлка, - рассказывает Михаил Трофимов. - В открытом море баркентина двигалась благодаря буксиру, снимали лишь в почти полный штиль, чтобы не лопнули тоненькие шёлковые паруса. После окончания съёмок судно вернулось в Ростов. Тысячи метров красного шёлка отдали преподавателям и курсантам училища. Первые изготовили из ткани скатерти на «официальные» столы, а среди моряков стало модным щеголять в ярко-красных шёлковых майках и плавках». По возвращении «Альфы» оказалось, что её никто не ждёт. В мореходке полагали, что студия оставит корабль себе. Ведь отремонтировать судно по-прежнему не представлялось возможным. Парусник ещё «сыграл» роли в фильмах «Прощай» и «Море студёное». А потом стал «бомжом»: его перебросили на баланс городского Дома пионеров, потом отдали горкому ВЛКСМ. Комсомольцы намеревались открыть плавающее кафе для молодёжи, но что-то не сложилось... Несколько лет «Альфа» с оборванными парусами и обшарпанным корпусом стояла пришвартованной у набережной. После случайного пожара часть такелажа сгорела и «Альфу» отбуксировали в бухту на левом берегу Дона. Там некогда прекрасный парусник горел ещё несколько раз. В начале 70-х годов во время одного из пожаров работники порта испугались, что огонь с парусника перекинется на другие суда и береговые постройки. Открыли кингстоны баркентины, и она погрузилась в воду так, что над поверхностью остались торчать только палубные сооружения и мачты. Через пару дней всё деревянное, что уцелело, растащили дачники. Давно уже забыто место последней стоянки, обгорелый остов баркентины засосало в песок, и лишь на телеэкранах гордая белоснежная красавица «Альфа» рассекает волны под алыми парусами.

Не помогли и «Алые паруса». Как «умирали» парусники ростовской мореходки
© АиФ Ростов