Войти в почту

Крепкий рубль не помог росту потребительского оптимизма

Повседневные расходы россиян в апреле снизились до минимального за пять лет уровня, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир». По сравнению с мартом они сократились на 6,5%, по отношению к апрелю прошлого года упали на 4,9%. С учетом инфляции за месяц граждане потратили на 6,8% меньше, за год — на 9%. Апрельские заморозки Некоторое охлаждение потребительской активности для апреля традиционно — праздничные месяцы с застольями и подарками позади, к тому же на середину весны обычно приходится Великий Пост. «Однако такого снижения расходов относительно предыдущего месяца не фиксировалось никогда в предыдущие годы. Даже в кризисном 2015 году падение повседневных трат составило -5,8%, что все же ниже сокращения расходов в апреле текущего года», — отмечают авторы исследования. Легкая оттепель, зафиксированная в начале года, сменилась возвратом в режим экономии, констатируют социологи. При этом средний чек остался практически неизменным. Просто россияне стали реже ходить в магазины. Качественный состав потребительской корзины в апреле тоже изменился: доля продуктовых категорий выросла до 57% (после 52% в марте и 50% в феврале). По мнению специалистов «Ромир», это говорит об экономии на непродовольственных товарах. Экономия коснулась всех регионов и городов, а также представителей всех доходных групп, хотя и с разной интенсивностью. Так, люди с самыми низкими доходами в апреле потратили на 11,7% меньше, чем месяцем ранее, середняки сократили расходы на 7,5%, обеспеченные граждане — на 6,6%. В разрезе года сохранился тот же тренд — снижение на 11,7%, 4,5% и 2,5%, соответственно. Доходы важнее цен Повседневные расходы — показатель достаточно инерционный, тем более в том случае, когда он устанавливается опросами, отмечает опрошенные «Ридусом» эксперты. «Это связано с тем, как оценивают потребители свои текущие доходы, а они их оценивают как неустойчивые, и очень опасаются будущего», — поясняет президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. По его словам, в первом квартале текущего года номинальные доходы россиян выросли на 5%, по сравнению с первым кварталом прошлого года. На фоне инфляции в районе 4,5% это выглядит весьма неплохо. Но дело в том, что из этих пяти процентов два процента составила разовая выплата пенсионерам, произведенная в январе. Без учета «пенсионного» фактора номинальный рост доходов составил чуть больше 3%, то есть, даже этой невысокой инфляции не догнал. А реальные доходы и вовсе продолжили сокращаться: по данным Росстата на 0,2%. «Это все показатели средние, — добавляет эксперт. — Понятно, что есть люди, у которых доходы растут, и хорошо растут. А есть те, у кого они совсем не растут, таких людей больше. И они очень с опаской смотрят в будущее и стараются оптимизироваться». Нужно время Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко согласен с тем, что падение доходов — это более значимый фактор для потребителей, чем низкая инфляция. «Если есть рост доходов, то инфляция не мешает тратить. Но сейчас роста доходов в любом случае нет. А в сочетании с определенной потребительской неуверенностью, конечно, это дает и минимизацию расходов», — рассуждает он. Эксперт также отмечает, что некоторые позитивные экономические тенденции, наметившиеся в последние два-три месяца, еще не означают уверенного перелома ситуации. Но даже если это так, на смену потребительских настроений понадобится гораздо больше времени. После затяжного трудного периода и нескольких лет снижения доходов, когда на потребительское сознание давил негативный фон, поверить в лучшее не так-то просто. «Взять инфляционные ожидания: если 10 лет инфляция была в районе 10%, а последние четыре месяца равнялась 4%, то все равно у всех участников хозяйственных процессов, и у потребителей в том числе, еще нет ощущения, что инфляция теперь будет всегда около 4%, а не около 10%", — говорит Пятенко. Новые соблазны Еще одной причиной снижения потребительских расходов в апреле могло стать их перераспределение в другие области, например, в туристические поездки, полагают некоторые аналитики. Всю весну туроператоры рассказывали о заметном увеличении спроса, вплоть до ажиотажа на самых доступных по цене направлениях. По словам Березина, продажи новых легковых автомобилей в апреле также выросли на 6%, по сравнению с прошлым годом. Правда, в марте этот рост был еще больше — на 9%. И это притом, что автомобили подорожали. Но путешествия и тем более автомобили покупают достаточно обеспеченные люди. Увеличение их продаж действительно может объяснять, почему со стороны этой группы не идет заметного роста повседневного потребления. «Но даже если бы он и был, эта группа такая маленькая, что она бы все равно не вытащили общего потребления. А основная масса продолжает экономить на повседневных расходах просто потому, что их уровень трат очень сильно пострадал за эти три года, когда снижалась покупательная способность», — замечает эксперт. Поставить цель Для восстановления потребления необходимо как минимум два квартала устойчиво роста доходов населения, причем не отдельных категорий, а широких масс. «Только в этом случае мы увидим настоящий экономический подъем. Потому что пока не очень видно, с чего он у нас должен начаться», — говорит Березин. Он напоминает, что некоторые оптимисты прогнозируют на этот год не один, а два или даже три процента экономического роста. Но без роста благосостояния и, как следствие, потребления такого не получится, уверен аналитик, потому что на потребление домашних хозяйств приходится 52% ВВП. «Соответственно, без того, чтобы его вытянуть в плюс, у нас и экономического роста не получится», — констатирует он. «К сожалению, среди заявленных целей нашей экономической политики нет явно обозначенной задачи роста благосостояния. Есть цель снижения инфляции, которая практически достигнута, есть цели более-менее стабильного курса рубля (с этим не очень получается), а вот цели создания высокооплачиваемых рабочих мест и поддержания доходов на уровне правительства никто не обозначил» — сетует маркетолог. Не исключено, что в недалеком будущем подобные цели все же появятся. Судя по той информации, которая просачивалась в прессу, они заявлены в программах экономического роста, которые вот-вот должны представить президенту две независимые друг от друга команды экономистов. «Но важно, чтобы это было не 28-м пунктом, а хотя бы третьим, и действительно стало неким ориентиром для действий правительства, хотя бы его экономического блока», — резюмирует Березин.

Крепкий рубль не помог росту потребительского оптимизма
© Ридус