Оборотная сторона «Моей улицы»
На время московской реконструкции у ресторанов может упасть выручка Самая масштабная за последние три года реконструкция улиц Москвы в этом году приведет к потерям для рестораторов, которые не смогут открывать летние веранды. Их заведения могут лишиться 20–70% выручки. Компенсировать эти затраты возможно будет в последующие годы за счет ожидаемого роста трафика. Начавшееся по программе «Моя улица» благоустройство улиц и общественных пространств Москвы заметно снизит оборот многих ресторанов. Так, по оценке аналитика отдела исследований CBRE Магомеда Ахкуева, выручка кафе и ресторанов, расположенных на реконструируемых улицах, летом может упасть на 30–40%. В основном это случится из-за невозможности размещать летние веранды, отмечает руководитель департамента стрит-ритейла Colliers International Екатерина Подлесных. «Летом трафик заведений общепита сокращается на 20–30% из-за сезона отпусков, летние веранды — единственное, за счет чего удается удерживать посетителей»,— поясняет она. Благоустройство городской среды в Москве ведется каждое лето с 2015 года. В первый год городские власти реконструировали 47 объектов, во второй — 59, в планах на текущий — 87. В этом году программа реконструкции улиц, в частности, затрагивает участки Садового и Бульварного кольца, Волхонку, Сретенку, Петровку, Краснопресненскую набережную и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу. По оценкам «Опоры России», в этом году летние веранды в Москве не смогут открыть около ста заведений, расположенных в центре города. «Это лето не слишком удачное для проведения реконструкции — будут проходить игры Кубка конфедераций, в Москву приедет много туристов. Отсутствие летних веранд и перекрытые центральные улицы негативно скажутся на восприятии города»,— рассуждает представитель «Опоры». Гендиректор сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман рассказывает, что в заведениях, расположенных на реконструируемых улицах, на время работ по благоустройству оборот падает на 20–25%, что сводит их работу к минимальной доходности. «Для кофеен эта проблема стоит не так остро, как для ресторанов: у нас фактически нет летних веранд, только небольшие лавочки у входа, и мы больше ориентируемся на пешеходов, в то время как для ресторанов важны возможность припарковаться и столики на улице»,— говорит она. По словам госпожи Цфасман, иногда компании удается договориться с собственниками помещений о предоставлении арендных скидок на время проведения работ: «В каких-то случаях нам удается скинуть до 50%, в каких-то — нам не идут навстречу». Основатель сети «Простые вещи» Ирина Ходзинская рассказывает, что во время реконструкции Большой Никитской улицы оборот расположенного на ней ресторана сети упал на 70%. «Сначала мы просто физически не могли разместить на улице летнюю веранду, а потом гости не захотели там находиться из-за продолжавшегося вокруг ремонта»,— вспоминает она. Падение оборота, по ее словам, продолжалось примерно полтора месяца. Не все участники рынка считают, что благоустройство нанесет бизнесу большой урон. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров называет проблему надуманной: «Очевидно, что на время проведения работ посещаемость заведения упадет, но уже на следующий год там, где на улице стояло пять столиков, заведение сможет поставить 20, и число клиентов значительно вырастет». Того же мнения придерживается и совладелец сети Black Star Burger Юрий Левитас. «Стоит потерпеть один год, чтобы в будущем трафик вырос»,— уверен он. Позитивные ожидания господ Бухарова и Левитаса во многом базируются на опыте прошлых лет. Так, в 2016 году ритейлеры действительно отмечали резкий рост трафика после проведения реконструкции улиц (см. “Ъ” от 15 июля 2016 года). Господин Ахкуев при этом вспоминает, что в прошлом году на фоне ремонтных работ ставки аренды на Тверской улице в среднем снизились на 20–25%, а уровень вакантности вырос до 10%: многие арендаторы переместились тогда в торговые центры в поисках стабильного трафика. Главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин считает, что глобального влияния на московских рестораторов реконструкция улиц в этом году не окажет. Он прогнозирует, что по итогам 2017 года в денежном выражении объем рынка может вырасти на 8–12% к уровню прошлого года (160,9 млрд руб.). «Возможно, отдельные рестораны пострадают, но их трафик перейдет в заведения на те улицы, где этого ремонта нет или он уже проведен»,— поясняет господин Нуждин. Александра Мерцалова