Русские в Венеции
Путеводитель «Коммерсантъ Стиль» по проектам наших художников На этой неделе открывается 57-я Венецианская биеннале современного искусства. Тема на сей раз — Viva arte viva («Да здравствует живое искусство!»). Мы выбрали работы российских художников, пропустить которые было бы ошибкой. Павильон России Здесь показывают «Teatrum orbis», смотреть который следует строго сверху вниз. На верхней анфиладе — многофигурная монохромная инсталляция одного из самых известных современных российских художников, 70-летнего Гриши Брускина «Смена декораций», в основу которой положена игра теней. Ниже, в крипте,— инсталляция «Блокированный контент» краснодарской группы Recycle (по словам авторов, это «постинтернет-скульптура» — белоснежные блоки, в которых «заблокированы» человеческие фигуры). В последнем зале — «видеотанец» Саши Пироговой «Сад». Три поколения и три разных взгляда на искусство — мифологемы, технологии и рефлексия — объединены одним вектором движения от драмы к свету. Возможно, впервые в истории павильона России столь важную роль играет музыкальное и звуковое сопровождение. Оно было создано специально для выставки композиторами Дмитрием Курляндским, Петром Айду и Константином Дудаковым-Кашуро. Метафорическое название проект получил в честь знаменитого атласа Абрахама Ортелиуса: вышедший в 1570 году в Антверпене, он обобщал картографической опыт мира, который сложился — в культурном и социальном восприятии — после эпохи Больших географических открытий. Джардини Основной проект В ответ на деление по павильонам-странам основной проект тоже поделился на павильоны — скорее, по метафизическому признаку. В итоге получилось девять разделов (таких, как, например, Павильон традиций, Павильон времени и бесконечности). В выставке участвуют 120 художников из 51 страны. В их числе оказались Таус Махачева, Ирина Корина и Вадим Фишкин (сегодня проживающий в Любляне). Инсталляцию «Благие намерения» Ирины Кориной поддерживает Музей современного искусства «Гараж», где сейчас можно увидеть другую ее масштабную вещь — «Хвост виляет кометой». Махачева представит сразу две работы, в том числе новый перформанс, навеянный диалогами художницы с рыбаками из дагестанского села Старый Терек. Джардини и Арсенал Павильон Антарктической биеннале Здесь покажут результаты первой арт-экспедиции к берегам Антарктиды. В 2016 году 100 ее участников со всего мира (художники, архитекторы, исследователи, поэты, писатели, музыканты, философы) отправились на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» из города Ушуайя к Южному полярному кругу. За время необычной экспедиции международная команда совершила с дюжину высадок и реализовала более 20 художественных проектов (перформансы, инсталляции, выставки, хэппенинги и саунд-арт эксперименты). Работы, созданные на борту «Академика Сергея Вавилова», фото- и видеодокументации путешествия будут демонстрироваться на Венецианской биеннале. Палаццо Молин на Сан Базеджио (11 мая — 30 июля) Вита Буйвид, инсталляция «Невский проспект» в рамках проекта «Персональные структуры» Фонд RuArts представляет тотальную фотоинсталляцию «Невский проспект» современной художницы и фотографа Виты Буйвид. В прошлом году целых пять этажей заняла ее первая ретроспектива в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, а теперь Вита впервые выставляется в Венеции. Буйвид, работая с темой урбанизма, трансформирует фотографию в картины, ассамбляжи, коллажи и инсталляции. Источником вдохновения для этой работы послужил гоголевский «Невский проспект». 10 тысяч фото со случайными людьми, сделанные в 1990-х годах в Санкт-Петербурге, разбросаны на полу, а своеобразными «мостами» служат грубые строительные доски. Самые выразительные образы отпечатаны в большом формате на сатине и расписаны маслом. Строительные леса, как рама каждого произведения, превращают пространство в зону ремонтных работ. (Метафора актуальна и для Венеции, которая, кажется, пребывает в перманентном ремонте.) А своеобразной «фотореке» вторят воды Гранд-канала, на котором стоит палаццо Бембо. Палаццо Бембо (13 мая-26 ноября) «Человек как птица. Образы путешествий» Совсем недавно Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина запустил новое направление — «Пушкинский XXI». Выставка «Человек как птица. Образы путешествий» в Венеции в рамках параллельной программы — презентация на международной арт-сцене. Кураторами выступили директор музея Марина Лошак и заведующая Отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко. В выставке участвуют 14 российских и зарубежных художников, представивших звуковые и световые инсталляции, видео, фото и объекты и предлагающих каждому выбрать свою «оптику». Так, перед посетителями развернется видеопанорама, которая позволит взглянуть на землю глазами птицы и человека. Экспозиция демонстрируется в палаццо XV века — старинные кирпичные стены, стрельчатые окна и массивные деревянные балки создают особую атмосферу. Художники, по словам Ольги Шишко, «говорят об отсутствии физических границ и расстояний». В экспозицию вошло «Путешествие частной луны на Урале» Леонида Тишкова из серии «Частная луна», которая создавалась в течение полутора лет: художник с «луной» (лайтбоксом) путешествовал по самым красивым уголкам планеты и делал завораживающие фотографии. Здесь же можно будет увидеть и услышать звуковую инсталляцию «Ангел» Юрия Календарева, видеоинсталляцию «Вечность» арт-группы «Провмыза». Многие из работ, экспонируемых на выставке, впоследствии войдут в коллекцию «Пушкинского XXI». А в будущем планируются совместные проекты в области современного искусства с крупнейшими мировыми институциями, в частности с Болонской синематекой. Палаццо Соранцо Ван Аксель (13 мая — 5 сентября) Фонд V-A-C, «пространство, сила, конструкция» На своей новой постоянной площадке в Венеции, в Палаццо на Дзаттере, фонд вместе с Чикагским институтом искусств представляет более 100 работ ключевых советских художников 1920–1930-х годов и произведения современных авторов, в том числе созданные специально для выставки. Среди участников — Таня Бругера, кубинская перформансистка, известная своими острыми политическими высказываниями, московский художник Михаил Толмачев, исследующий тему памяти на материале исторических фотоархивов, классик американского искусства Барбара Крюгер, немецкий фотограф Вольфганг Тильманс, медиахудожник Кирилл Савченков. Экспозиция поделена на тематические зоны: фабрика, поле боя, театр, выставка, пресса, школа и дом. Для выставки были воссозданы (а в некоторых случаях и впервые изготовлены по наброскам и чертежам) несколько знаковых инсталляций и объектов тех лет в соответствии с их изначальным предназначением: дрезденский кабинет Эль Лисицкого, агитационный стенд Густава Клуциса, театральные декорации Варвары Степановой, а также мебель Алексея Галактионова. Палаццо на набережной Дзаттере (13 мая — 25 августа) Валерий Кошляков, «Мы устроим утопию», Ка’ Фоскари Эспозициони при сотрудничестве с Музеем русского импрессионизма В 2003 году художник представлял Россию на 50-й Венецианской биеннале, а теперь здесь открывается его большая персональная выставка. Валерий Кошляков — один из самых интересных и уважаемых людей нашего современного искусства. Его произведения выставлялись в крупнейших мировых музеях, от Третьяковской галереи до Лувра и Музея Гуггенхайма. В Венеции будут представлены работы, посвященные городу на воде и его знаменитым палаццо. На двух этажах пространства университета Ка’Фоскари разместятся масштабные живописные полотна, скульптуры и объекты Кошлякова. Проект курирует Данило Эккер — известный итальянский специалист, в прошлом директор ведущих итальянских музеев современного искусства. Эккер более десяти лет следит за творчеством Валерия Кошлякова. В 2005 году он впервые представил художника итальянцам в Римском музее современного искусства (MACRO), а в 2016-м курировал выставку «Элизии» в Музее русского импрессионизма. К открытию московской выставки был приурочен выпуск монографии о художнике. Университет Ка’ Фоскари (11 мая — 29 июля)