Маевка – дело спортивное
«Советский спорт» старается писать не только об очках, медалях и секундах, но и копаться в глубь истории. Маевка – отнюдь не революционный праздник пролетариата, утверждает наш обозреватель. Завтра случится в стране и у всего прогрессивного человечества Первомай. Во времена моего детства принято было говорить с экранов телевизора «Первомай шагает по планете». Почему ему надо обязательно куда-то шагать, зачем-то двигаться, почему ему не сидится на месте – набор этих вопросов не сильно тревожил. Помню, как, будучи совсем маленьким, год от года ждал, возьмет ли папа с собой на демонстрацию. Это сейчас я понимаю, что для рабочего коллектива в ту пору это была своего рода форма мини-корпоратива: собирались во дворе своей высотки с надписью «Слава КПСС!», выпивали коньячку, а потом, уже с оправленным здоровьем и настроением, строились в колонны. Ребенок тут точно мешался бы. Но даже если и не брали меня – количество бонусов зашкаливало: во-первых, мне покупали флажок «С праздником!», он появлялся в «Детском мире» каждый раз за несколько дней до праздника, и год от года дизайн его не менялся совсем, во-вторых, выходных дней случался в ту пору не один, а целых два, чего не было даже на Новый год. Перечислять факты личной истории, пожалуй, дальше не буду. «Советский спорт» готовит целую серию материалов в ближайшие дни: тут и топ дворовых игр советского детства от Николая Роганова, и целая цепочка воспоминаний о раритетах советской эпохи от Сергея Данилевича, и даже подборка самых характерных первомайских публикаций от «Советского спорта» 30-х, 40-х и так далее… Сейчас – речь скорее о фактах истории общественной. Майский праздник получил за прошлый век столько идеологических наслоений, что практически заслонил свои настоящие корни. Произнесешь слово «маевка» - и тебе сразу же мерещатся нелегальные сходки пролетариата, или, как сегодня сказали бы, несогласованные митинги или несанкционированные шествия. Маевка – событие отнюдь не идеологическое. И немножечко даже спортивное. Впрочем, обо всем по порядку. Маевками назывались несколько дней в самом конце апреля - начале мая, когда жители нескольких окрестных деревень чуть ли не в полном составе собирались где-нибудь на лесной поляне и устраивали совместный праздник. Ясно, что весь быт в прежние века был подчинен сельскохозяйственным циклам – так и тут: все, что можно было посеять – посеяли, все, что нужно посадить на грядках – посадили, есть некоторое время отдохнуть. Да и земля уже прогрелась чаще всего – не страшно на травке поваляться. Тут справедливости ради скажем, что отсчет велся отнюдь не по привычному нам сегодня григорианскому календарю, поэтому и маевки случались в сегодняшнем восприятии уже в середине мая. Маевки в Руси упоминаются уже с 16 века. Это костры, это гульбище, это совместный пир. И конечно же – это то, что в современной терминологии мы бы назвали спортивные игры. Некоторые из этих игр культивируются до сих пор. Например, лапта. Не пробовали поиграть? Мне доводилось несколько дней подряд комментировать корпоративные соревнования по лапте. Поверьте, влюбился в этот вид спорта. Вот только команду никак не соберу. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол и крикет. Игра довольно древняя: биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде, в слоях, относящихся к 14 столетию. Правила здесь приводить не будем – их легко погуглить в интернете. Приведем примеры игр, которые были популярны во время тех маевок. Может быть, во время майского выезда на природу с детьми поиграете, так сказать, в соответствии с народными традициями? Волки во рву. На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три, и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие – зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры. Волки и овцы. На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого – волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логово волка. После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона. Волк предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка. Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут «ловить» овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле», и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами. Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле. Хромая лиса. Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров – птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается, она присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой. Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге. Медведь и вожак. Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем, другого – вожаком. Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и все бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем. А в том случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем, а нанесший последний удар – вожаком. Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя – остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила в наказание полагается роль медведя.