Любовь как причина смерти: "Валентинов день" в Русском театре Эстонии

ТАЛЛИНН, 28 апр — Sputnik, Владимир Барсегян. Можно быть уверенным, что в том действе, которое разворачивается перед благодарным зрителем на главной сцене театра, каждый найдет для себя и тему, и слова, созвучные своему возрасту и своему жизненному опыту. О рождении спектакля можно сказать почти по-библейски — в начале была пьеса Михаила Рощина "Валентин и Валентина" — рассказ о юности и первой любви. Она появилась на подмостках советских театров в 70-е годы прошлого века и пользовалась шумным успехом. Речь в ней шла о том, как взрослые люди пытались разрушить любовь 18-летних Валентина и Валентины, абсолютно безапелляционно считая, что могут и имеют право все решать за них. Герои выросли — что дальше? Вырыпаев создал пьесу, события которой происходят сорок лет спустя, в течение одного дня – дня рождения Валентины и дня смерти Валентина. Хотя, конечно, о времени в привычном чередовании часов и минут здесь говорить не стоит — герои предстают перед нами то 18-летними, то приближающимися к своему 40-летию, то готовыми перейти в седьмой десяток лет своего бытия. Они свободно перемещаются волею драматурга и режиссера во времени и пространстве, создавая удивительно точные и зачастую жестокие по отношению к сидящим в зрительном зале картины своей… и нашей жизни. Иногда возникает ощущение, что ты смотришь на свое отражение в гигантском зеркале сцены. Здесь было бы уместно процитировать слова режиссера спектакля Пеэтера Раудсеппа, которые приоткрывают дверь к пониманию замысла: "Наблюдая со стороны, как бездушно играет с воображением простых людей массовая культура, он (Иван Вырыпаев) исследует жизнь так, как это делал Чехов — сочувственно, но одновременно и с медицинской объективностью, не страшась показать правду такой, какая она есть. Вырыпаев обратился к необычайно популярной в советское время пьесе "Валентин и Валентина", гимну юности и любви, пьесе, которая так много говорит старшему поколению, но совершенно не известна молодежи, и написал продолжение истории – "Валентинов день". Но на самом деле, это гораздо больше, чем продолжение! Вырыпаев показывает Любовь и Войну, которые возникают из обыденности, и он доказывает, что все великое возникает из обыденности; обыденность, по сути, это — Обыденность". Аплодисменты создателям спектакля В спектакле ярко и абсолютно достоверно творят и живут жизнью своих героев Татьяна Маневская, Любовь Агапова, Алина Кармазина и Анастасия Цубина, Игорь Рогачев и Александр Жиленко. Не хочется выделять кого-то отдельно, так как они удивительно органично сливаются в ансамбль партнеров. Точное и современное оформление создали Сильвер Вахтре, Алена Мовко и Антон Андреюк. Безусловно, стоит поздравить и коллектив Русского театра и нас, зрителей, с этой премьерой и пожелать спектаклю долгой и счастливой жизни. Справка Иван Вырыпаев — российский режиссер, сценарист, драматург и актер. Один из самых ярких представителей "Новой драмы" в современном российском театре, обладатель "Золотой маски" и приза Венецианского кинофестиваля. Спектакли Ивана Вырыпаева увидели зрители в 20 странах мира, а его пьесы "Сны" и "Валентинов день" были переведены на другие языки. Пеэтер Раудсепп — известный эстонский режиссер. Раудсепп работал в Раквереском театре с 1996 по 2001 год постановщиком, а с 1999 по 2001 год — заведующим литературной части. С 2013 года входил в совет SA Rakvere Teatrimaja. Раудсепп долгое время являлся преподавателем Вильяндиской академии культуры Тартуского университета, затем перешел на работу в Академию музыки и театра. Осенью 2017 года он станет новым художественным руководителем Раквереского театра.

Любовь как причина смерти: "Валентинов день" в Русском театре Эстонии
© Sputnik Эстония