Войти в почту

Не то, чем кажется: заслужил ли помилование новый Mass Effect

Фанаты и критики (часто в одном лице) утопили игру Mass Effect: Andromeda в претензиях. Замечания начали высказывать, когда студия BioWare представила несколько тестовых уровней, а после снятия эмбарго на публикацию обзоров полной версии игры ситуация только усугубилась. Недовольство касалось значимых составляющих: сюжета, атмосферы, диалогов, квестов и анимации. Игру окрестили чуть ли не худшим творением студии. Редакция "Цифровой Москвы" со многими претензиями не согласна. Мы посвятили время этой игре и готовы рассказать, почему оно было потрачено не зря. Кругом армагеддон, а мне как-то скучненько – претензии к сюжету игры Часть критиков указывала на то, что сюжету Mass Effect: Andromeda (МЭА) не хватает инструментов для мотивации игрока к действию. Мол, только со второго эпизода начинаешь чувствовать, зачем тебе здесь что-то делать. Мы с этим обвинением не согласны. Кратко о сюжете: главный герой игры по имени Скотт или Сара Райдер (пол определяет игрок перед началом приключения) – член команды первопроходца инициативы “Андромеда”. Миссия объединила сотни тысяч представителей разных рас для путешествия в одноименную галактику. Участники согласились провести 600 лет в криостазе, чтобы добраться до новых “золотых миров” и построить там новый дом. Предварительное сканирование местности обещало чуть ли не райские планеты, которые останется только изучить и колонизировать. Но все пошло не по плану, и, очнувшись от многовекового сна, Скотт или Сара сразу же окунаются в водоворот событий. Это та самая Скверна, с которой вы будете разбираться в течение всего приключения. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Вот перечень основных проблем героя в самом начале игры: “Золотые миры”, к которым все летели 600 лет, оказались совершенно или частично непригодны для обитания; Галактику и планеты окружает странный феномен Скверна, уничтожающий корабли и разъедает планеты; Космическая станция “Нексус”, которая должна была поддерживать миссию, трещит по швам и голодает. Сотни тысяч участников инициативы “Андромеда” до сих пор не вышли из стазиса, потому что им будет негде жить и нечего есть. К тому же там произошел бунт, и значительная часть обитателей были изгнаны; Отец-первопроходец главного героя погиб, передав ему свою миссию и проведя слияние мозга героя с имплантом ИИ под названием СЭМ. Хотя он и дружелюбен и полезен (переводит для вас незнакомые языки и анализирует предметы), но последствия, да и причины этого поступка до конца не ясны; Сестра (или брат) главного героя все еще в стазисе из-за несчастного случая в начале игры. Когда удастся прервать затянувшийся сон – непонятно; Первый контакт с инопланетянами прошел совсем не про протоколу, любезно составленному Инициативой. Несмотря на все попытки команды первопроходца выглядеть мирными исследователями, разговор сразу пошел на языке оружия; Все ковчеги с первопроходцами других рас пропали где-то в космосе, их судьба неизвестна. Семейная преемственность важной миссии первопроходца может вызвать много вопросов у игрока, но разработчики это поняли и отлично обыграли. Видя неопытность героя, многие персонажи будут относиться к нему с недоверием. Отразится это и на отношениях с некоторыми членами команды, чье расположение придется постепенно завоевывать. Теперь Скотт (Сара) – единственная надежда на выживание всех участников инициативы. Задача: колонизировать уже не такие райские, но все еще хоть сколько-то потенциально обитаемые миры. Станция "Нексус", которая должна была встречать первопроходцев. Отчетливо видно, что конструкция не завершена – в какой-то момент там решили, что встречать будет уже некого. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Если гипотетическая потеря сотен тысяч жизней – не мотивация к действию, то конечно в Андромеде делать нечего. Но говорить о том, что сценаристы не постарались держать игрока занятым с самого начала, уж точно нельзя. Да, основной сюжет в своем развитии не выделяется неожиданными твистами и резвой динамикой, но ИМХО, в случае с МЭА это не баг, а фича. Mass Effect: Andromeda – это приключение, которое предполагает, что игрок не завоеватель и сорви-голова, а колонизатор. Человек, который ищет путь для живых существ в незнакомых мирах. И первая часть игры сделана так, чтобы было время почувствовать эту роль. Нужно понять проблемы “Нексуса”, осознать, какими действиями можно помочь участникам инициативы выжить, почувствовать себя не только бойцом, но и исследователем, и дипломатом. Это время дано на то, чтобы понять, что в игре нужно прокладывать путь самостоятельно. Не зря героя везде и всюду постоянно будут звать “первопроходец”. Если проникнуться этой атмосферой, то к моменту, когда появляется первый аванпост на планете, в душе рождается самое настоящее ощущение пробивающегося луча надежды. А навещать свое творение в будущем становится чертовски приятно. Со второй главы действие насытится значительно большим количеством интересных событий, столкновений и поворотов как в основном, так и в побочных сюжетах игры. “Вы просто не умеете их готовить”, или как правильно проходить “скучные” квесты в Mass Effect: Andromeda Еще одной причиной жалоб фанатов стало большое количество заданий, типа “отсканируй 10 животных/20 врагов/16 минералов” и аналогичные просьбы по сбору материалов. Искать их специально по всей карте мира занятие, безусловно, невеселое, но если обратить внимание на то, как реализованы эти задания в механике игры, то становится очевидно: их не задумывали под целенаправленное прохождение. Такие задачи можно и нужно выполнять по пути на более интересные миссии, связанные с отношениями с товарищами или приоритетами игры. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Проходить их все до единого не обязательно вовсе, поскольку они относятся к категории дополнительных. Если все же есть желание, достаточно держать эти задачи в голове и во время других приключений сканировать или подбирать нужные предметы. Есть ощущение, что разработчики подталкивают к прохождению игры за главных героев обоих полов. В интервью они не раз говорили о том, очень старались сделать Скотта и Сару отдельными личностями с ярко выраженными характерами. Поэтому нет необходимости охватывать все побочные квесты сразу – остаток может стать частичкой нового для повторной игры за другого героя. Кроме того, игра в изобилии предлагает другие действительно интересные задачи, которые помимо экшена предоставят возможность делать сложный выбор – одна из особенностей, за которую так любят Mass Effect. Райдеру предстоит давать интервью, решая, кормить ли людей на станции “Нексус” надеждами и радужными сказками или информировать о реальном положении дел. На весах окажется одна жизнь против другой и одна против сотен. Придется определить, нужно ли редактировать важные послания с не всегда приятным содержанием, решить судьбу репутации легендарного героя и принять еще много важных решений, которые отразятся на мире, отношениях с командой и другими персонажами. Побочные активности в игре тоже могут доставить немало радости и веселых моментов. Например, ловля зверька, который заведется на корабле и станет воровать ваши продукты. При концентрации на интересных заданиях и фоновом выполнении “принеси–подай” игра способна подарить атмосферу настоящего приключения. Иди и порви их – о боях в Mass Effect: Andromeda Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Перед началом приключения игроку предлагают выбрать подготовку, которая определяет стартовое боевое умение персонажа. Позже появятся профили, выбирая которые, игрок начинает развивать одну из групп навыков в игре – бой, биотика или техника – а также различные варианты их комбинации. Боевые умения – все что связано со стрельбой из оружия, использованием укрытий и других стандартных навыков. Биотика – сверхсилы, которые герой получает после мутации еще в раннем детстве. Техника – использование инструментов, боевых машин, взрывчатки и других средств для боя. Разделение это довольно условно, поскольку переключиться между специализациями и перенести акцент с боевых умений на технику или биотику и наоборот можно перед любой миссией в игре. Четких классов нет и штрафов за дрейф между ними тоже – игровой платы за переход не предусмотрено. Сама боевая система в игре создает неоднозначное впечатление. Если пользоваться стандартной тактикой стрельбы из укрытий, некоторые моменты в поведении врагов покажутся просто абсурдными, а сами бои откровенно скучноватыми. Например, новые боты периодически охотно будут занимать место только что убитых врагов на точно тех же позициях. Но если перенести акцент на использование инженерных или биотических умений персонажа, то столкновения могут стать по-настоящему зрелищными. Появится возможность составлять различные комбо, объединять свои удары с приемами спутников и просто в свое удовольствие швырять, сжигать и взрывать врагов. Отдельно порадует использование джамп-пака, который позволяет взлететь, зависнуть в воздухе и расстрелять противника. Кстати, благодаря гибкой системе профилей, которая позволяет в рамках одного прохождения побыть и инженером, и биотиком, и солдатом, подобрать свой любимый стиль боя и соорудить хорошие комбоудары будет гораздо проще. Это осознанный подарок разработчиков, которые надеялись на то, что игроки посвятят свое время экспериментам с новыми возможностями. Хорошие люди тоже могут говорить глупости – о персонажах и диалогах в Mass Effect Самое грустное выражение лица, на которое спосбен ваш камрад Лиам. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Разлетевшиеся по интернету примеры худших моментов в диалогах игры создали впечатление, что все попытки коммуникации во время прохождения будут похожи на сумбурный ад. Но на самом деле, хотя провальные моменты в игре и присутствуют, атмосферных бесед, раскрывающих персонажей, тоже будет в достатке. Да и в целом команда, которая сформируется на вашем космическом корабле под названием “Буря”, состоит из разнохарактерных и интересных героев. Не все они покажутся достойными внимания на протяжении игры, но каждый обязательно раскроется с интересной стороны. Особенно хочется выделить спутника по имени Джаал из нового народа ангара – коренных жителей Андромеды. Его социальная неуклюжесть, искренние попытки наладить с командой контакт, в сочетании с неповторимым выражением лица, как у провинившегося кота, делают общение с ним очень забавным. Джаал и его кото-лик. Скриншот игры Mass Effect:Andromeda Любопытной находкой можно назвать второго пилота корабля по имени Суви. Эта барышня равно предана науке и религии и старается балансировать их в своем уме, не давая одному затмевать другое. К тому же она обязательно позабавит вас историями о своих странных выходках и другими причудами. Внимание стоит уделить чтению сообщений от персонажей. Писать будут не только по делу, но и вообще по любому поводу. При этом проработка сообщений здесь на высшем уровне. Сценаристы укажут даже на то, какие файлы прикреплены к некоторым письмам, и многие ходы сделают сообщения по настоящему живыми. Про флирт: значительная часть переходов на более личные разговоры сделана довольно неуклюже. Впрочем, местами это добавляет процессу очарования. Если вы решили удариться в романы, посоветуем следить за отношениями между теми персонажами, с которыми вы ведете одновременный флирт. Иногда удача с одним/одной станет провалом с другим/другой. Ну и конечно, помимо личного общения с персонажами, отдельное удовольствие можно получить, подслушивая их разговоры между собой. После каждой миссии, оказавшись на корабле или новой местности, можно просто пройтись и посмотреть, какие персонажи опять сцепились в споре или напротив, закопались в совместном проекте. Все это дает ощущение семейной атмосферы и снова позволяет заметить “этот тот Mass Effect, который мы любим”. По этой же причине стоит брать с собой на миссии разные пары спутников. Катишься себе на внедорожнике под названием "Кочевник" и слушаешь, как развиваются отношения между членами команды. Интересуйтесь, чем заняты ваши товарищи, когда вы находитесь в мирных местностях. Узнаете много интересного. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Кстати о "Кочевнике". Он доставляет – по другому не скажешь. Возможность проехать практически куда угодно, изменение его управляемости на разных картах и необходимость применять разные стили вождения в зависимости от локаций делают поездки на машине отдельным удовольствием. Затрагивая диалоги и персонажей, нельзя не сказать об одной из главных претензий к МЭА – анимация лиц и диалогов в целом. Тут крыть нечем: деревянные лица, скудная мимика, а иногда просто шевелящиеся отдельно от остального лица губы. В будничных беседах это раздражать не будет, но атмосферу драматических моментов непременно испортит. Добавим только, что уже после выхода игры аниматор Джонатан Купер, работавший над Mass Effect 1, и делавший анимацию для Uncharted 4, которая стала поводом для неудачных сравнений, выдвинул предположение о причинах провала BioWare. По его словам, разработчики скорее всего намеренно упростили базовые алгоритмы анимации, чтобы потом вручную отредактировать все диалоги в игре, но недооценили сложность поставленной задачи. Они не уложились в сроки, и в результате мы получили беседы деревянных говорящих голов и другие неприятные эффекты, которые производят отталкивающее впечатление. Мелочь, а приятно: хочется сделать небольшую ремарку о подходе к дизайну персонажей. В самом начале вы получаете возможность редактировать внешность вашего персонажа. Так вот, если радикально изменить у него цвет глаз, ровно также изменятся глаза у отца главного героя. Мелочь? – Да. Но часто именно мелочи выдают настоящее отношение разработчиков к проекту. Сделанные без души продукты часто лишены вот таких небольших деталей. Они своего рода показатель заботы об игре. Мелочи не перекрывают явные нестыковки и недостатки, но дают твердое ощущение того, что люди жили проектом и благодаря этому Mass Effect в игре остался не только в названии. Атмосфера просто космос - о картах в Андромеде "Буря" – корабль главного героя и его команды. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda Крайне мало внимания уделили критики тому, как много по-настоящему красивых пейзажей показано в игре. Говорилось о минусах типа моноклиматного подхода к планетам, хорошо известного нам всем по "Звездным войнам". О неоригинальности некоторых пейзажей тоже сказать не забыли, а картинка... Да что о ней говорить? Для ее создания есть куча современных инструментов. А представьте если вы услышите такое в музее: "ну картина, ну красивая и что? Холсты и краски уже давно придумали". Картинка это важно, и потому мы говорим и обращаем внимание: Mass Effect: Andromeda – красивая игра. Захватывающие дух пейзажи на планетах возможно будут попадаться иногда, но хранилища "реликтов" и космические путешествия однозначно заставляют влипать в экран с мечтой если не о живом приключении, то хотя бы о возможности осмотреть все это в шлеме виртуальной реальности. С атмосферой в игре тоже все в порядке. Почувствовать, чем живет та или иная локация, получится в полной мере. И здесь тоже бросятся в глаза важные мелочи, предусмотренные разработчиками для улучшения погружения. Например в космическом корабле, когда вы выходите из режима сканирования планет, в окне капитанской рубки останется тот же пейзаж, что вы видели до этого на полном экране. А если вы посетите город изгнанников, то заметите, что в этом недружелюбном месте двери для вас будут открываться значительно дольше, чем в других локациях. Важно и то, что вы обязательно почувствуете – это другая галактика. И влияние Скверны в процессе игры, что в космосе, что на планетах также будет ярко ощущаться. Не продолжение, а начало – как воспринимать Mass Effect: Andromeda Огромная карта галактики, которая является еще одним намеком на продолжение серии. В этом приключении основная часть планет пригодны только для сканирования ради минералов и из любопытства. Скриншот игры Mass Effect: Andromeda В некоторых обзорах критики подчеркивали, что игра получилась из рук вон плохо для продолжения легендарной серии. Мол, если бы она была первой в своем роде, то можно было бы даже повосторгаться, а на фоне уже занявшей пьедестал почета трилогии – и говорить не о чем. Вот только дело в том, что МЭА – не что иное, как первая игра, и воспринимать ее следует именно так. Во время прохождения встречаются явные отсылки к тому, что приключение – лишь часть новой серии. Разработчики также неоднократно упоминали о большом количестве наработок для будущих игр, реализация которых зависит только от реакции игроков на вышедшую МЭА. Помимо того, что игра открывает новый сюжет в совершенно другой галактике, она первая в своем роде и с точки зрения технической реализации. "Андромеду" делали на другом движке. Все предыдущие игры серии работали на Unreal Engine 3 и только последнее творение студии BioWare перешло на Frostbite 3. Обновилась и команда проекта, к ней присоединились люди, которые работали над серией Dragon Age. Разработчики в своих интервью говорили о том, что этот переход имеет большое значение для серии. Они также подчеркнули несколько важных новшеств, которые произошли в дизайне игрушки, например, благодаря появлению джам-пака, позволяющего игрокам прыгать и забираться на различные высоты в игрушке. Фактически Mass Effect: Andromeda совершила не обычный для нового эпизода легкий дрейф в сторону от предыдущих частей, а целый скачок в поисках нового. Не все, но многое удалось, и при этом команда сохранила значительную часть того, за что игроками были так любимы предыдущие игры серии. Игра не стала идеальной, но она выполнила задачу первой в своей серии, открыв новую главу во вселенной Mass Effect. Нам она понравилась и хочется верить, что серию пополнят другие приключения в галактике Андромеда. Джо Халдон

Не то, чем кажется: заслужил ли помилование новый Mass Effect
© Цифровая Москва