90-летие Эльдара Рязанова jтметили в киноклубе "Эльдар" 24 апреля. Праздничный вечер устроил журнал "Театрал". Сам Рязанов пять лет назад стал инициатором таких "живых выпусков" журнала в киноклубе и неизменно их посещал. По традиции "Звездные вечера" проходят в поддержку ветеранов кино и сцены, нуждающихся в лечении. В этом году в концерте приняли участие Сергей Безруков, Лариса Голубкина, Ирина Купченко, Вадим Эйленкриг и Алексей Кортнев. Актеры, снимавшиеся у Рязанова, поделились с m24.ru своими воспоминаниями о нем. Сергей Безруков С Эльдаром Александровичем мы познакомились в 2002 году на пробах. Это был фильм "Ключи от спальни". Я тогда очень много импровизировал. Просто придумывал что-то на ходу. Рязанов говорил мне: "Ты абсолютный Моцарт". Не сердился, не останавливал. Он всегда прислушивался к импровизациям. Всегда ждал их. И так искренне хохотал. Особенно после моих импровизаций в кадре. У него был очень обаятельный, заразительный смех. Такой, практически до слез. Он очень нежно ко мне относился. У нас было не просто шапочное общение, мы были по-своему близки. Мы всегда поздравляли друг друга с днем рождения. У меня была какая-то особая гордость, когда мне звонил Эдуард Александрович. Каждый раз смотрел на телефон и замирал. Звонок. На экране высвечивается имя. Смотрю: мне звонит Рязанов. Понимаете, это звонит сам Рязанов. Мне! Представляете, каково? Порой он был суровым, но он очень любил артистов, всегда к ним относился как к своим детям. Для меня он был добрым дедушкой. Он всегда был расположен к разговору, к импровизации, к предложениям. Но мог и сорваться. Обычно на тех, кто мешал при разговоре с артистом. Проходил, например, какой-нибудь осветитель, громко разговаривал, ставил свет. Рязанов мог и накричать, и строго так сказать: "Никогда не вставайте между мной и актером. Когда я общаюсь с актером, все должны ходить тихо". У Рязанова на все было личное мнение – взять хотя бы историю с Евгением Евтушенко. Эльдар Александрович хотел снимать фильм "Сирано де Бержерак". На заглавную роль он наметил Евгения Евтушенко – Рязанов считал, что поэта должен сыграть настоящий поэт. Работа над фильмом уже началась, когда Евгений Александрович оказался в опале: началась Пражская весна, и он высказался против танков в Праге. Рязанову поставили ультиматум: "У вас есть 24 часа, чтобы решить, либо вы отказываетесь снимать Евтушенко и ищете другого артиста, либо… Вам навсегда запрещают снимать фильм". И что же? Рязанов не отказался. А фильм "Сирано" так и не снял. Хотя, я думаю, это могла быть одна из лучших его картин. Когда я учился играть на гитаре, знал все романсы из фильмов Рязанова наизусть. "Я пью за здоровье немногих, немногих, но близких друзей..." (напевает). Это гениально. Теперь, когда вижу, что по телевизору идет его фильм, всегда смотрю до конца. Я знаю буквально каждую эмоцию, могу повторить любую актерскую эмоцию из фильмов. Его фильмы смотрят все без исключения. Это, наверное, и называется тем самым вечным словом "искусство". Есть мода, а есть искусство. И если мода проходящая, то искусство вечно. Все фильмы с душой, со смыслом, с глубокими идеями – они остаются. Конечно, мода проходит. Компьютерная графика становится еще круче. А вот души... Души маловато. Забудут ли когда-нибудь картины Рязанова? Нет, никогда. Я счастлив, что хотя бы косвенно снялся в "Иронии судьбы" и продолжил эту историю (Сергей Безруков сыграл одну из главных ролей в фильме "Ирония судьбы. Продолжение", – прим. m24.ru). Хотя никакого отношения к старой истории я не имел, это ведь был новый персонаж. У нас были съемки в Праге. Павильон в точности воссоздавал интерьер квартиры в доме на улице Строителей из фильма Рязанова. Я попал в сказку. В атмосферу того самого фильма, который готов пересматривать бесконечно. Однажды он подошел ко мне и тихонечко сказал: "Ты единственный, кто мне понравился в этом фильме". Такие слова от него дорого стоили. Ведь он режиссер. Он автор той самой "Иронии". Лариса Голубкина Я, признаться, предложение сниматься в "Гусарской балладе" первоначально восприняла без особого энтузиазма. Я впервые пришла на "Мосфильм", никуда не ходила пробоваться, поскольку считала, что для кино нужны какие-то особенные актеры. Но вдруг мне сказали, что надо сыграть гусара. И у меня где-то внутри екнуло: я поняла, что это моя роль и что надо бороться. Столько лет прошло, а я по сей день считаю Рязанова своим вторым отцом. Мой папа не поверил в меня. А Рязанов поверил. Ирина Купченко Я очень хорошо помню, как Эльдар Александрович пригласил меня сниматься в фильме "Забытая мелодия для флейты". Это было абсолютное счастье, потому что сам Рязанов – это был бренд. И сниматься у него – залог успеха, качества. И потом – мне очень хотелось сыграть в комедии. Правда, роль у меня была все же серьезная. Другую атмосферу я почувствовала на съемках картины "Старые клячи". Я получала наслаждение от атмосферы съемок. От всех моментов. То какой-то дым идет, то мы вытягиваем за канат из воды Фоменко... Я получала какое-то детское удовольствие. И это ощущение я тогда почувствовала впервые в жизни. Для меня на съемках всегда атмосфера сложная, серьезная, ты сама максимально сосредоточена. А в фильмах Рязанова для меня съемки были наслаждением. У Эльдара Александровича было невероятное свойство – он умел заряжать. Своим настроением, смехом, легкостью. Причем специально для этого он ничего не делал, не подбирал фраз. Это происходило само собой. Он был невероятно доброжелательным и светлым человеком. В нем соединялось все: остроумие, юмор, серьезность. И человеческое и профессиональное. На съемках мне никогда не было дискомфортно. Все его фразы, предложения, советы ложилось очень органично. Они не вызывали протеста, раздражения, сопротивления. Я обожаю и считаю гениальным фильм "Берегись автомобиля". "Служебный роман", "Карнавальная ночь". Очень люблю фильм "Гараж". Его картины качественные, профессиональные, умные, смешные. У них есть свое, особенное лицо. Никто так не снимал, как он. Это удивительный рязановский мир. Наталья Лучкина