Москву украсили зайцами и яйцами
В Москве стартовал фестиваль «Пасхальный дар». К этому событию город украсили арт-объектами в виде яиц, цыплят и зайцев, живыми и искусственными цветами, малыми (и не очень) архитектурными формами. На их фоне граждане сразу же принялись фотографироваться. В департаменте торговли и услуг Москвы уверены, что желание публики делать селфи на фестивале свидетельствует о туристической привлекательности столицы. Однако экспертное мнение специалистов в области архитектуры и искусства о праздничном убранстве города оказалось на редкость единодушным: оформители Москвы потакают невысоким эстетическим запросам, в то время как дизайн должен способствовать развитию вкуса. Как и в прошлом году, самым высоким арт-объектом стала установленная в Камергерском переулке семиметровая конструкция в форме яйца, декорированного цветами. Яйца более скромных размеров (полтора-два метра) разместились на других центральных улицах столицы. Эта тема поддержана практически всеми декоративными элементами фестиваля. Яйца развешаны, как елочные игрушки, на деревьях и павильонах, украшают живые цветочные композиции, подвешены на ленточках к букетам из искусственных цветов. На Тверской площади установлено белое дерево с сотнями яиц на ветках. — На фестивале «Пасхальный дар» для оформления площадок использовано более 100 арт-объектов, главными из которых стали 63 расписных и ажурных пасхальных яйца. Например, 24 двухметровых расписанных вручную яйца — дело художников-монументалистов Московского союза художников, — рассказали «Известиям» в пресс-службе столичного департамента торговли и услуг. Многие декоративные элементы и конструкции уже украшали улицы Москвы в прошлом году. На этот раз они поменяли адреса и «соседей». По задумке организаторов фестиваля на его выставочных площадках можно узнать о традициях празднования Пасхи, повседневной жизни старинной Москвы, увидеть архивные снимки колоколен московских монастырей, копии старинных фотографий, афиш и исторических документов. В оформлении некоторых площадей города использовано много цветов. — Было желание создать настроение расцветающей весны в самом центре Москвы. Это воплощено в декорировании павильонов с использованием живых весенних цветов, растений в кадках различных форм и размеров, яиц, лент, тематических предметов декора, — пояснили «Известиям» в департаменте. — Для озеленения всех площадок было использовано несколько десятков тысяч весенних цветов и растений (гиацинты, верба, нарциссы, анютины глазки, сирень, а также кипарисы и буксусы (самшит). Как ранее сообщал «Известиям» глава департамента Алексей Немерюк, организация зон для фотографирования необходима для создания туристической привлекательности столицы. Эксперты в области дизайна придерживаются другого мнения. — Хорошо, что сегодня дизайн появляется на улицах города. Но его декоративное качество, к сожалению, оставляет желать лучшего, потому что он принимает форму буквальной сюжетной стилизации, что несовременно и пошло, — считает профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института (МАРХИ) Татьяна Шулика. — Яйца, райские деревья с яблоками и ленточками — это натурализм, попытка использования религиозной и фольклорной символики, которая сама по себе достойна уважения, но неуместна в городе. С точки зрения эксперта такой дизайн идет во вред городскому пространству. Все пасхальные мотивы — радости, света, воскресения — можно перевести на более абстрактный уровень. И само пространство организовывать так, чтобы от него было ощущение света. — А от того, что мы поставим яйца, с самим городом ничего не произойдет. Ну сфотографируются люди, сделают селфи, разместят их в соцсетях. Это потакание вкусам большинства, которое, к сожалению, недостаточно образовано с точки зрения визуальной культуры. Дизайн должен развивать вкус, а не опускаться до уровня обывателя, — уверена профессор МАРХИ. Междисциплинарный дизайнер, куратор Московской биеннале дизайна Александр Матвеев считает, что чем тратиться на украшение улиц к праздникам, властям Москвы лучше задуматься о более качественном повседневном оформлении столицы. — Есть множество куда более актуальных вопросов качества городской среды, решение которых намного важнее и потенциально и полезнее для людей. Такого рода изменения ощущались бы как настоящий праздник, а не оформительский китч, заполоняющий город к каким-то датам в календаре, — отметил эксперт. Если же праздничное украшение улиц все-таки необходимо, дизайнер рекомендует тщательно выбирать исполнителей. Приглашать звезд искусства, дизайна, архитектуры — отечественных и зарубежных. Разделять между ними территории, чтобы каждый из них мог высказаться целостно и ярко. Например, можно предложить оформить район Москвы таким признанным мастерам, как Андрею Бартеневу, Олафуру Элиасону, Томасу Сарацено. Как рассказали «Известиям» в департаменте торговли и услуг, ГБУ «Московские ярмарки» в конце 2016 года провело тендер на организацию торгово-развлекательных и культурно-массовых мероприятий с декабря 2016 года по январь 2018 года. Стоимость контракта составила 591,9 млн рублей. Провинциальный дизайн заполонил московские улицы, потому что сейчас в столице нет главного художника. Так считает доктор архитектуры, лауреат Государственной премии России Андрей Ефимов. — У меня самое негативное отношение к тому, что появилось в эти дни на улицах Москвы. Какие-то совершенно безвкусно украшенные павильоны. На Кузнецком Мосту почему-то стоит Дядя Степа-милиционер. Перед замечательным выходом из метро «Красные Ворота» (памятником архитектуры) стоит нелепая светящаяся арка с украшениями. Ну поставили бы они всё это в новых районах, где вообще ничего интересного нет! Там бы дети повеселились. А здесь зачем? Раньше такие вопросы рассматривались на худсовете при главном художнике Москвы, выбирались достойные места для украшений и их содержание, — сказал Андрей Ефимов. Еще более категоричен в оценке пасхальных праздничных декораций Москвы российский дизайнер и художник, основатель и участник художественной компании OPEN!Grou Стас Жицкий. — Этим людям не показывали в детстве правильных картинок, не давали им слушать хорошую музыку и читать правильные книжки. Они хотят сделать «красиво», а получается провинциально: побольше, поярче, побогаче (и чтоб мигало да переливалось). Но они искренне верят, что, если приезжий из глубинки радостно делает на Арбате семейное селфи на фоне мигающего яйца, то, значит, всё получилось! Им не дано понять, что обыватель с той же радостью сфоткается на фоне яйца немигающего и сделанного со вкусом, — пояснил эксперт. Архитектор-урбанист, руководитель исследовательских программ «МАРШ лаб» Ярослав Ковальчук отметил, что оформление Москвы в последние годы напоминает по формату и организации советскую монументальную пропаганду. Тогда всё делали по разнарядке сверху, и оформление праздников было идеологически выдержанным. Сейчас с организационной точки зрения сейчас всё происходит точно так же, только никто не понимает, какой должна быть идеология.