«Новелла» морского охотника: как Ил-38Н ищет вражеские подлодки
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ожидает в ближайшее время дополнительные заказы на морские патрульные самолеты Ил-38Н, которые получаются путем переделки ранее выпушенных машин с заменой устаревшего бортового оборудования на комплекс «Новелла-П-38». Ранее высокопоставленные представители Министерства обороны объявляли об имеющихся планах по продлению ресурса остающихся в строю самолетов Ил-38 с переоснащением их на более современные бортовые комплексы. Модернизации в вариант Ил-38Н подлежат порядка тридцати машин в период до 2025 года. ОАК уже выполнил два ранее полученные от военных заказа, в рамках исполнения которых в конце прошлого года заказчик принял седьмой Ил-38Н, а 31 января 2017 года – восьмой. Непосредственно работу выполняла промышленная кооперация в составе АК «Ильюшин», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, АРЗ№20 и НПО «Ленинец». Поисковый прицельный комплекс «Новелла» разработан санкт-петербургским производственным объединением «Ленинец» (ОАО "ЦНПО «Ленинец»), который с конца 1950-х годов работает в интересах морской авиации. Предприятием разработаны все поисковые прицельные системы противолодочной, ракетоносной морской и разведывательной авиации океанской зоны. Когда шла работа по «Новелле», коллективом руководил Анатолий Александрович Турчак. Комплекс включает широкий набор сенсорного оборудования, включая средства обнаружения подводных лодок по их физическим полям – магнитному, шумовому, инфракрасному и так далее. Благодаря современным решениям, «Новелла» позволяет в четыре раза увеличить производительность самолета при выполнении задач поиска подводных лодок. Кроме того, комплекс включает радиолокационные станции с электронным сканированием луча, которые обеспечивают одновременное сопровождение 32 воздушных целей на дальности до 90 км, а надводных кораблей и судов - до 320 км. По своему техническому уровню «Новелла» значительно превосходит разработанный в шестидесятые годы прошлого века «Беркут-38» – один из первых отечественных комплексов бортового оборудования для самолетов, в котором нашли применение цифровые вычислители и электронные печатные платы. Согласно утверждению АК «Ильюшин», Ил-38Н может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок (с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений), радиоэлектронного наблюдения за подводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения на море, а также экологического мониторинга водной поверхности. Визуально Ил-38Н отличается от предшественника наличием дополнительных антенн радиолокационной станции кругового обзора, смонтированных в общем обтекателе, установленном на держателях поверх носовой части фюзеляжа. При этом сохранены основные характеристики летательного аппарата, прототип которого впервые поднялся в небо осенью 1961 года, включая максимальный взлетный вес 68 тонн, скорость 650 км/час и техническую дальность полета 9500 км. Серийное производство Ил-38 на московском заводе «Знамя Труда» (ныне Производственный Комплекс №2 РСК «МиГ») велось в период с 1967 по 1972 гг., всего выпушено 65 машин. Кроме того, несколько самолетов было построено на опытном производстве ОКБ им. С.В. Ильюшина, причем часть из них, после прохождения испытаний, были переданы военным. За более чем полувековое пребывание в авиации ВМФ, Ил-38 работает практически безаварийно. Подавляющее большинство выпущенных самолетов (до шестидесяти единиц) продолжает находиться в составе авиации военно-морского флота, включая несколько машин в Индии. В историю отечественной авиации Ил-38 вошел как противолодочный самолет дальней морской зоны, изменивший тактику и способы поисков подводного противника и повлиявший на развитие оперативного искусства военно-морского флота. Благодаря появлению Ил-38 авиация ВМФ получила возможность длительного патрулирования участков поверхности моря на значительном удалении от береговых аэродромов. Таким образом, авиация поддержала с воздуха действия корабельных группировок нашего флота, который на рубеже конца шестидесятых – начала семидесятых годов, с появлением в его составе крейсеров управляемого ракетного оружия и атомных подводных лодок, стал океанским. Долгое время единственной воинской частью, вооруженной базовыми морскими патрульными самолетами марки «Ил», оставался 24-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия авиации Северного Флота. Основной точкой базирования был аэродром Кипелово в Вологодской области. В период с 1967 по 1971 гг. им командовал Виктор Павлович Потапов, который в последствие дослужился до генерал-полковника, и с 1988 по 1994гг. занимал должность командующего авиацией ВМФ. Отдавая должное вкладу Виктора Павловича в дело становления морской патрульной авиации, 31 января 2017 года на аэродроме «Раменское» в подмосковном Жуковском почетное наименование «Виктор Потапов» было присвоено восьмому Ил-38, прошедшему модернизацию под комплекс «Новелла-П-38». В настоящее время самолеты Ил-38 эксплуатируются несколькими строевыми воинскими частями, расположенными на Севере и Дальнем Востоке. Обучение специалистов для летной и технической эксплуатации самолета Ил-38Н осуществляется в Ейске. Там базируются новые и модернизированные летательные аппараты нескольких типов, которые используются «не просто в качестве обучения летного состава, но и для проведения специальных испытаний, получения новых тактических приемов». Об этом журналистам заявил начальник 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации Военно-морского флота России, заслуженный летчик Российской Федерации, генерал-майор Алексей Игоревич Сердюк. «Сейчас у нас два Ил-38, оба именных. Мы обречены на то, чтобы передавать свой опыт, знания и умения молодым экипажам, готовить их к выполнению боевых задач, поддерживать обороноспособность нашей страны на Севере и на Дальнем Востоке», - добавил он. Начальник морской авиации ВМФ России, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России, генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин считает, что Ил-38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолета настолько «вылизана», что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным». Между тем, планами МО РФ предполагается «проведение качественной модернизации всего парка летательных аппаратов морской авиации, повышения их возможностей. Речь идет прежде всего об Ил-38, Ту-142 и Ка-27. «Мы говорим сегодня, что летательные аппараты - устаревшие морально - в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами Президент России, а именно выйти на 70% рубеж новых самолетов морской авиации», - сказал Кожин. Применительно к Ил-38 Игорь Сергеевич Кожин заявил, что, «несмотря на достаточно серьезный возраст, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолета на качественно новый уровень. Наши партнеры будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами». Между тем, давний партнер России по военно-техническому сотрудничеству уже находится под впечатлением от возможностей «Ила» после модернизации. Единственный иностранный оператор данного типа летательного аппарата – Республика Индия, которая в семидесятые годы приобрела шесть самолетов. Два из них были потеряны в результате столкновения в воздухе, на замену Россия предложила самолеты из наличия. Сегодня ВМС Индии обладает пятью Ил-38SD с комплексом Sea Dragon – экспортным вариантом «Новеллы». Как и самолеты ВМФ России, они вооружены торпедами, бомбами, но по требованию инозаказчика арсенал средств поражения расширен путем добавления в него ракет Х-35Э класса «воздух-корабль» стартовым весом 650 кг и дальностью пуска порядка 120-130 км. Встречаясь с российской делегацией на выставке AeroIndia 2017, представители ВМС Индии заявили об отсутствии у них претензий к самолетам, что в начале нынешнего века прошли ремонт с продлением срока службы и переоснащением на новый комплекс. Самолеты Ил-38SD с 2010 года находятся на боевом дежурстве, регулярно поднимаются в воздух, устойчиво выполняют возложенные на них задачи. По мере продолжения эксплуатации парка самолетов Ил-38SD, подходят сроки их планового ремонта, чем и объясняется рост интереса иностранного заказчика к продолжению сотрудничества с Россией по данной теме. В перспективе, Ил-38SD может быть довооружен трехтонной сверхзвуковой крылатой ракетой PJ-10 с дальностью пуска до 280 км, в противокорабельном и ударном вариантах. Она создана совместным индийско-российским предприятием BrahMos Aerospace на основе отечественной «Яхонт» («Оникс»). В ходе состоявшихся переговоров индийские военачальники выразили желание провести очередную модернизацию самолетов Ил-38SD на российских предприятиях. «Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил телеканалу «Звезда» генеральный конструктор АК «Ильюшин» Николай Дмитриевич Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолет с повышенными возможностями противолодочной борьбы?». Положительные ответы на эти и другие вопросы, поставленные индийскими военачальниками, можно будет дать после того как МО РФ примет окончательное решение по комплексам следующего поколения.