Отложи удачу на год (по материалам беседы с настоящим фотографом)
Часть первая *** Мир как световая картинка появляется сразу: раз и с первым криком начинается светопредставление. Матрица подцепила. Одна картинка сменяется другой. Мир полностью состоит из световых картин. А еще из теневых картин. А еще из компиляции света и тени, которые мы видим с того момента, как только мир вокруг дарит нам различные рисунки из них: портретные, пейзажные, панорамные, котиков еще J. Эти рисунки мы фиксируем в осознанные периоды жизни, сканируем эту светопись, которую потом (совсем не сразу) умные люди назвали фотографией. Весь наш мир – это череда таких картинок, которую люди передавали разными способами – наскальная живопись, живопись и рисунок на бумаге и холсте, на дереве и металле, на окнах и стенах. Мы все изучаем мир через череду рисунков, светописных моментов и их фиксации в памяти. Ребенок начинает рисовать: маму, дом, цветочек, собачку. Познавая мир, мы получаем инструменты. Постепенно, заменяя карандаши, кисточки, угольные палочки, камеру обскура и другие замысловатые инструменты, для фиксации одного момента в вечности, пришли к изобретению фотоаппарата. И хорошо получилось! Но тяжелое для начала, кнопочку на этом изобретении могли нажать далеко не все. Но уже (время она раз и уже новое) где-то с середины 30-х годов XX века фотоаппарат становится довольно компактным и привлекательным инструментом для фиксации мира. И нашлись мастера, которые поменяли свои кисточки на устройство, которое за секунды создает окружающую реальность на матрицу, чтобы фиксировать то, что мы видим: события, природу, какой-то рисунок света. Фото: Александр Паутов Предатели классики? Не совсем. Мы же все разные. Иначе художников с карандашами и кисточками давно бы не осталось. Все дело в том, что есть люди, которые думают на листе бумаги и держат в руках палочку сангины или угольный карандаш. Есть люди, которые думают на условном листе монитора, но пользуются своей рукой и создают дизайнерские шедевры именно так. А есть люди, которые думают через матрицу. Именно они фиксируют свое пребывание в мире таким способом – нажимая на кнопочку, но … и у них в основе способа думать живописное сознание мира. В этом суть отбора материала. Проще говоря, фотоаппарат – это их кисточка. И имя им – фотограф. Фото: Александр Паутов *** Фотограф – это термин. Фотограф подходит к выбору материала более рационально, и обязан быть интересным другим людям. Не просто интересным, а понятным своим личным визуальным восприятием. С учетом того, что мы переместились в 21 век и практически каждое медийное устройство готово по нашему желанию фиксировать самое незначительное проявление жизни, на котором останавливалось наше визуальное восприятие можем ли мы все назваться – этим термином фотограф? А если котик нажмет на кнопку? Будет ли его выбор осознанным? *** Ну ладно, вот мы стали фотографом, мы прагматично выбираем то, что снимаем или мы снимем все подряд? Или мы делимся, как и художники на портретистов и моренистов, пейзажистов и анималистов? Надо ли искать свою "нишу"? Человек, определил, что стал фотографом, но в душе он остается ребенком, который что-то рисует (булавка еще не вынута) и кто-то полюбил рисовать птичек, кто-то маму и папу, кто-то предмет или кошечку – с этого все и начинается. Потом это может быть утяжелено информацией вне фотографии. Общечеловеческие знания и освоение социума тоже влияют на выбор. Фото: Александр Паутов Почти всегда это рациональный выбор фотографа. (Будем честны, вдохновение и случайность – это большая рациональная иногда занудная работа.) Например, собачки на фоне домика – это у него отлично получается, и он начинает именно это снимать. Однажды хорошо устроенный банковский служащий, нажимает на кнопочку простой мыльницы, снимая нарождающийся весной подснежник – история этого снимка случается настолько удачной, что человек через полтора года полностью меняет свою жизнь, став в ряды фотографов. Но эта бывшая банковская деятельность помогает ему делать выбор уже как художнику – быть успешным. Люди любят цветы. Кому-то нравится фотографировать разговаривающих людей, их эмоции и он останавливается на этом, идет в этом направлении от одной задачи к другой. Фото: Александр Паутов Сейчас существуют законы маркетинга, если тебе оплачивают твои усилия, и ты встроился в этот щедрый жанр, это чревато своими потерями. Потерями, как фотографа – твоим видением картинки, так как не всегда можно выйти из строя, потому что удача, благополучие затягивают и успокаивают, и ты занимаешь эту нишу – свадьбы, пейзажи, дети или животные, еда или горы, ты замкнулся в чем-то одном. Есть технари, которые следят за качеством. Есть те, что снимают только в студии. Есть те, что попадают под власть картинки-эмоции, им нужен адреналин, отсюда съемки митингов, собраний, демонстраций и даже войн, отсюда и травмы, и часто ранние уходы, а кто-то в это время снимал пейзаж или делал коммерческую съемку. Фото: Александр Паутов В основе психологии фотографа важные и исключительно субъективные особенности личности. Но если человек пытается передать таким образом в любом жанре свое визуальное восприятие мира – он уже личность. Есть, конечно, и нечто среднее, когда получается и то и другое и они занимаются всем. Но и в остальном получается так же – среднее везенье. *** Но если можно просто нажать на кнопку, стоит ли делать выбор? Чем отличается портрет от пейзажа, что такое репортажная съемка? Чем же цепляют жанры? / продолжение следует/