Войти в почту

"Декабристы" с шампанским: как устроен первый российский спектакль-игра

В минувшем году иммерсивный театр окончательно перестал быть диковинкой и перекочевал в ряды массовых культурных хитов. Максим Диденко заставил публику прятаться под масками на "Черном русском", а создатели "Вернувшихся" - бродить по закоулкам старинного московского особняка вместе с персонажами Генрика Ибсена. В этом марте на набережной питерской реки Мойки родился новый иммерсивный феномен - спектакль-ужин молодого режиссера Талгата Баталова "Декабристы". Bazaar.ru отправился на аппетитный суд над князем Трубецким и теперь докладывает, каково это - судить историю под бокальчик игристого. "Я понятия не имею, что здесь происходит", - откровенно замечает интеллигентная дама в летах, гардеробщица ресторана "Дом". А происходит вот что: вместо привычных петербургских едоков и благополучных интуристов в холле ресторана собираются гости иммерсивного театрального приключения "Декабристы". Но не задерживаются: получив черные конверты (почти как в "Битве экстрасенсов", правда?), гости отправляются в уютный лаундж и за бокальчиком шампанского выясняют, кто есть кто. В каждом конверте - шпаргалка с тайм-лайном восстания 1825 года и карточка, которая сообщит, кто же вы - представитель власти, член общества или один из неудачливых мятежников. Исходя из этого уже минут через десять вам предстоит судить главного героя - одного из предводителей восстания князя Сергея Трубецкого. Немного о месте действия. Почему именно "Дом", а не какой другой ресторан - "Мансарда", допустим, или "Перкорсо"? Все просто: "Дом" находится в особняке, где некогда жил один из вожаков декабристов Рылеев. Более того, именно здесь мятежники решили с оружием в руках выступить против самодержавия. Логичный выбор? Логичный. Идем дальше. Непосредственно театральных удовольствий (в традиционном их понимании) будет немного. Перед началом судилища актеры разыграют живописное, но короткое intro в жанре "бог ты мой, восстание началось". А затем разберут членов своих команд и разведут по отдельным залам. Вплоть до финала они будут скорее модераторами вечера, нежели персонажами. Более того, погружение в эпоху будет таким же пунктирным, как и актерская игра. Да, эффектные, продуманные костюмы от Леонида Алексеева. Да, интерьеры. Но стоит соседу по заседанию ляпнуть "гаджет" - вжух! - и ты снова в Питере образца 2017-го со "Старбаксом", Милоновым и прочими РПЦ. Итак, ни тебе конвульсий по Станиславскому, ни исторического погружения - в чем тогда суть? А суть в самом зрителе. Именно он здесь - актер, главный герой и единственный источник интриги. Теоретически команда декабристов должна отстоять Трубецкого, власть - вздернуть его, а общество - поддержать либо тех, либо других. Но прелесть вот в чем: вы-то не актеры на гонораре и никаких сценариев у вас нет. Каждый зритель выбирает свою дорожку: примерить ли шкуру человека начала XIX века, притвориться ли всамделишным сторонником Николая I или судить с позиций себя современного - крымнашевца или участника недавних протестных митингов. Никогда не знаешь, кто составит тебе компанию. Кстати, гуглить и вчитываться в "Википедию" не надо: в игре есть специальные карточки с набором исторических фактов, случайно попадающих в распоряжение команд. Вы узнаете, например, что Трубецкой на Сенатскую площадь не явился, что его первоначальный план был изменен и сколько людей погибло. И решите, что с этим делать. Есть и еще одна стратегическая развилка. Вы можете воспринимать происходящее серьезно - как этакий социальный эксперимент с насущным политическим подтекстом (Болотное дело, между прочим, еще тлеет, а Навальный снова за решеткой). Или как занятный досуг - тогда почему бы не отбросить логику и, уплетая очередную канапешку, не заявить: "А давайте его повесим? Посмотрим, что будет". Спектакль дает возможность высвободить внутреннего актера и почувствовать себя Джулианной Маргулис на съемках "Хорошей жены". Сперва - в кругу своей команды, а если повезет - в качестве ее представителя на суде. В этом смысле Баталов доводит пресловутую иммерсивность до гротеска. "Встать, суд идет!" - да, без этой фразочки не обойдется. Суд - кульминация сюжета и вашего мозгового штурма. Заслушав аргументы сторон, судья - каждый раз новый - выносит приговор. В этот раз Трубецкому не повезло: его отправили на плаху. Но позволили совершить последнюю трапезу - уже через пять минут зрителям тоже можно будет подкрепиться и обсудить символическое смертоубийство за коктейлем "Эшафот". Тут-то и выяснится, что "декабристы" вообще-то за православие-самодержавие-народность, а "власть" недавно побывала в автозаке. Организаторы не зря называют спектакль игрой: они и сами не прочь поиграть, поворачивая "Декабристов" то одним боком, то другим. Спектакль может быть как туристическим дивертисментом для непосвященных (вскоре стартует его англоязычная версия), так и интеллектуальной площадкой: на "Декабристов" хотят позвать Льва Лурье и других современных мыслителей. И тогда театр, в отличие от нашего парламента, станет вполне комфортным "местом для дискуссий".

"Декабристы" с шампанским: как устроен первый российский спектакль-игра
© Bazaar.ru