Новая опасность: автомобилям нужен антивирус

Пока машины были слабо компьютеризированы, вопрос с защитой их от внешнего вмешательства не стоял. Теперь же бортовая электроника имеет доступ в интернет со всем многообразием вирусов, системы доступа в салон и запуска двигателя без ключа перепрофилировали угонщиков в хакеров, но самую главную опасность злоумышленники представляют для будущего автопилота. По словам разработчиков автономных машин, проблему кибербезопасности можно назвать основной для автомобилей ближайшего будущего. Специально для борьбы с потенциальными злоумышленниками будет создана стратегия, направленная на повышение уровня защиты. В конце прошлого года в России была создана ассоциация «Автонет», в состав которой вошли КАМАЗ, НАМИ, Группа ГАЗ и Соллерс. Эти компании разрабатывают системы автономного вождения и занимаются всеми сопутствующими вопросами. В перспективе не исключено расширение количества участников. В частности ожидается, что в ее состав войдет АвтоВАЗ. Недавно на заседании ассоциации было объявлено о создании рабочих групп, которые займутся вопросом киберзащиты беспилотников. Исполнительный директор организации Владимир Колмаков считает, что в России есть немалый потенциал для формирования собственного рынка автономных транспортных средств. И даже более того – для получения заметной доли на глобальном рынке. «До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», - уверен Колмаков. В ассоциации полагают, что нужно опасаться не только преступников, но и сотрудников различных иностранных ведомств. Например, американской разведки. На это намекает заглавное изображение на презентации Валентина Гаврилова, технического советника директора: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Аналитик прямо указывает на недавнее расследование Wikileaks, согласно которому специалисты ведомства имеют доступ ко многим электронным устройствам, в том числе к системам управления машин с автопилотом. Эксперты не забывают и об опасности хакерских атак. И стоит отметить, что опасения эти небезосновательны. Так, компьютерные гении из Китая в 2015 году смогли взломать системы безопасности Tesla и получили полный контроль над машиной, а в прошлом году американские программисты ради эксперимента смогли перехватить управление и дистанционно отключить тормоза у внедорожника Jeep Cherokee, из-за чего автомобиль скатился в кювет. Такие показательные акции стали возможно из-за того, что производители автотранспорта зачастую используют несколько основных операционных систем для реализации в своих продуктах систем безопасности, а также телематических, информационных и развлекательных функций. И назвать условно безопасными можно только те их них, которые не имеют выхода в интернет. Остальные же легко могут стать жертвами киберпреступников. «Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – отмечает Гаврилов. Также эксперт выражает сомнения по поводу содержимого исходного кода «операционки» иностранных автомобилей, закрытого для сторонних пользователей. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», - пояснил технический специалист. Сегодня разработку собственной защищенной системы для российских автономных автомобилей начали специалисты «Лаборатории Касперского». При этом она станет уникальной, и не будет иметь чужих кодов, так как разрабатывается с нуля. В будущем же ее можно будет устанавливать не только на отечественные беспилотники, но и на ввозимые из-за границы транспортные средства. Представители разработчика отметили, что новинка будет иметь возможность выполнять только определенные разрешенные действия. Вместе с тем, заместитель главы центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук считает, что делать полностью закрытую систему не имеет смысла. Это может привести к изоляции от современных мировых технологий. «Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», - заявил топ-менеджер. В МВД же называют главным препятствием распространения автономного транспорта недостаточную надежность таких машин, а также отсутствие инфраструктуры. Так, замначальника Главного управления МВД РФ Владимир Кузин напоминает о целой серии аварий с участием машин Google и Tesla, в которых погибли или пострадали люди. «Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них и проработать любые нестандартные ситуации. Иначе у нас один сломался – и все встали», - уверен Кузин. Чиновник пояснил, что для таких машин нужны качественные дороги с хорошей разметкой, датчиками и информационными системами. Кроме того, необходимо выработать четкие правила эксплуатации и отдельные ПДД. Пока же ясно одно: все автопроизводители погнались за модой, разрабатывая навороченную электронику и автопилот, забыв о должном уровне безопасности. И теперь для вывода инновационных машин на дороги нужно не только доработать законодательство, но и создать фактически с нуля систему их защиты от внешнего вмешательства.

Новая опасность: автомобилям нужен антивирус
© CarClub