Как в российские магазины попала жвачка с опасными заданиями
В каждой упаковке жвачки "Правда или действие" лежат пять резинок. На обертке каждой задание: подростку. Из него видно, что подростки являются здесь целевой аудиторией. Задание предлагается на выбор: либо честно в чем-то признаться, либо совершить какой-то поступок. Например: "Кто будет следующим, кого ты поцелуешь? Поделись ответом в сети". Не хочешь делиться? Тогда альтернатива - "Отправься за продуктами на другой конец города". Фото и видео выполненных поручений надо тоже выкладывать в соцсети. Что несовершеннолетние и делают. В общем, ничего нового в такой игре нет. Так играли еще в доинтернетовскую эру. Но не все задания на обертках безобидны. В частности, детям предлагают забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи. А некоторые вопросы, как считают родители, побуждают подростков задуматься о смерти. "Что точно надо успеть сделать перед смертью?" - провокационно вопрошает черная бумажка. Кстати, замечено, что играть в такие игры, которые предлагает обертка жевательной резинки, тянет тех, у кого трудности в общении со сверстниками. - Подросток еще не понимает собственной смертности. Для него смерть - это часть игры. Например, пробежать перед машиной. Не успел - просто проиграл. Ведь в большинстве случаев подростки видели смерть только по телевизору: в этом фильме героя убили, а в следующем тот же самый актер опять жив. Так что такие жвачки подталкивают на определенный шаг. И он связан с особенностями восприятия реальности, - считает семейный психолог Ирина Савенкова. Появление подобного товара на наших прилавках наводит на мысль, что кто-то целенаправленно "работает" с подростковой аудиторией. Очень грамотно с точки зрения психологии подталкивая подростков к последнему краю. И если так называемыми "группами смерти" уже вплотную занимается Следственный комитет и даже есть арестованный, правда, один на всю страну, то до жевательной резинкой органы следствия еще не дошли. Но в Следственном комитете сказали корреспонденту "РГ", что будут изучать ситуацию. В понедельник оперативно отреагировал производитель резинки - всемирно известный бренд. Его представитель в России заявил, что производство такого продукта с заданиями они в нашей стране прекратили. А сама рекламная кампания была рассчитана на два месяца. Из объяснений или попыток разъяснить свою позицию становится понятно, что компания хотела как лучше, но в нашей стране ее не поняли. После того как пошел общественный резонанс, производитель объявил об отзыве товара из магазинов. В крупных торговых сетях корреспондент "РГ" жвачку уже не нашел. На Сахалине региональное министерство торговли потребовало изъять из продажи партию жевательной резинки "Правда или действие" из-за содержания в ней призывов, ведущих к суициду детей и подростков. В понедельник стало известно, что, по сообщению пресс-службы губернатора Сахалинской области со ссылкой на главу министерства Инну Павленко, всего в регион поступило 16,5 тысячи таких пачек. - Причиной принятых региональным министерством торговли мер стали обращения граждан, обнаруживших на обертках этой продукции призывы сомнительного содержания, которые могут привести к опасному поведению детей и подростков. Сегодня изъято более 92 процентов этой жвачки. Официальный ее производитель организовал для торгующих организаций "горячую линию", взамен они получат деньги или другой товар, - заявили в пресс-службе губернатора. По информации полиции, также изымают жвачки, украшенные элементами опасной игры, являющейся прототипом квеста "Синий кит", которая подталкивает детей к выполнению заданий, граничащих с суицидом. Буквально на днях шесть подростков в Забайкальском крае от 11 до 17 лет поступили в психиатрическую больницу в Чите из-за нанесения себе телесных повреждений. По словам главного врача больницы Ольги Ступиной, дети активно играли в некую игру в Интернете, выполняя опасные для жизни поручения. Не отстают от модного веяния и наркодилеры, которые не устают изобретать все новые способы приобщения детей к наркотикам. Сразу из нескольких регионов пришли сообщения, что некие "добрые дяди" возле школ раздают детворе бесплатно жевательные резинки. А потом выясняется: "резинки" не простые, а с особой начинкой - марихуаной, кокаином и даже героином. Такие "дяди" уже задержаны в Якутии, Татарстане и еще в нескольких регионах. "Благотворительная" раздача жвачки была и в подмосковном поселке Красково Люберецкого района. Наркодельцы окучили здесь сразу две гимназии. О том, что дети жуют что-то не то и странно себя ведут, выяснилось только после того, как кто-то из первоклашек показал папе подаренную жвачку. Тот, развернув "подарок", буквально онемел - там отдельно лежала упакованная доза "спайса", уже давно запрещенного к употреблению Прямая речь Провокация в "игры" Анна Кузнецова, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: На обертках и этикетках некоторых пищевых изделий стали появляться странные квесты и задания, ориентированные в основном на подростков и детей. Понимая, что здесь нет прямого факта склонения или призыва к суициду, тем не менее считаю, что подобные проекты (конкурсы) могут привести к трагическим последствиям. Выполнение некоторых заданий может привести к угрозе безопасности ребенка. Например, призыв забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи может закончиться трагедией, если экстремальное фото на высоте попробует выполнить ребенок. Такие случаи, к сожалению, известны. Как минимум только на этом основании подобную продукцию необходимо маркировать возрастными ограничениями (18+). "Что точно надо успеть сделать перед смертью?" - провокационно вопрошает черная обертка Кроме того, вызывают сомнение и другие странные задания "игры", призывающие, например, вызвать такси и "попросить водителя отвезти тебя к нему". Многие задания просто возмутительны. Не думаю, что уместно ребенку задавать провокационные вопросы, как бы он провел последний день в своей жизни. Или что точно нужно успеть сделать перед смертью. А также просить сделать то, на что он до сих пор не решался, или выложить в сеть фотоколлаж из частей своего тела. Почему бы креативным менеджерам не предложить потенциальным потребителям в качестве заданий добрые и полезные дела или вопросы, мотивирующие детей и подростков к изучению истории, культуры и науки? Креатив надо направлять на всестороннее развитие личности подрастающего поколения. Подготовила Наталья Лебедева Комментарий Заглушить двигатель рекламы В рамках развлекательной промоакции "Правда или действие", которая вызвала такой резонанс в России, производитель жевательной резинки Wrigley (входит в группу компаний Mars) предлагал потребителям более 900 различных заданий и вопросов. В России некоторые задания потребители посчитали опасными и провоцирующими подростков на рискованные поступки. "Получив первые звонки от наших потребителей несколько недель назад, мы немедленно приняли решение об остановке отгрузок продукции "Правда или действие", - сообщил производитель. - Мы прекратили рекламную кампанию "Правда или действие", отменили все активности рекламного характера и разместили дополнительную информацию, призывающую к обдуманному поведению при выполнении заданий кампании "Правда или действие". Оставшиеся в продаже акционные жвачки компания заменяет на обычные, не содержащие каких-либо заданий или провокационных вопросов. По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, крайне важно, чтобы в сложившейся ситуации кто-то быстро среагировал. "Нужен очень оперативный механизм, надо предупреждать родителей о том, чтобы они внимательно смотрели на обертку, - отметил он в беседе с "Российской газетой". - Как-то в голову не приходило, что фантики могут содержать такие предложения. Остается поблагодарить прокуратуру, что вмешалась. Очевидно, Роспотребнадзор сейчас введет запрет на продажу и распространение этой продукции". В Роспотребнадзоре с "Российской газетой" ситуацию обсуждать отказались, посоветовав обратиться за комментариями в Следственный комитет. "Должен быть законодательно установленный механизм отзыва продукции с рынка в таких ситуациях. К сожалению, у нас его нет, - говорит Петр Шелищ. - Хотя в других странах в законодательстве прописан порядок отзыва с рынка продукции, которую нельзя распространять". Правда, в основном потому, что она опасна для жизни и здоровья населения. "Но вот оказывается, что и информация, сопровождающая товар, может нести опасность для жизни и здоровья, в особенности детей", - констатирует эксперт. По его мнению, в первую очередь на такую продукцию должны обращать внимание продавцы. "Они первые, к кому попадает этот товар и кто видит, что там написано. За рубежом, если продавец счел, что товар, который он приобрел для продажи у изготовителя, может представлять опасность, и сообщил об этом в государственный надзорный орган, в нашей ситуации это Роспотребнадзор, он не несет ответственности, - пояснил он. - Государство само финансирует издержки, связанные с отзывом товара с рынка, а затем покрывает их за счет претензии к изготовителю". Подготовила Елена Березина