Войти в почту

Женщина-водитель общественного транспорта рассказала «ВМ» о родительском долге и гендерных стереотипах

Уральский характер Надежды Семенюк помог ей укротить троллейбус даже со сломанной ногой, а затем стать одной из первых женщин-водителей синих городских маршруток. Многие думают, что женщина-водитель может и «коня на скаку остановить», и колесо самостоятельно поменять. Да так оно и есть, и уроженка Урала Надежда Семенюк как раз из таких. О долге Почти 15 лет назад она приехала в Москву из Челябинска - на заработки, чтобы прокормить и выучить двух дочерей. - Если дети решили поступить в университет, родитель должен им помочь, - решительно заявляет Надежда, приглашая в салон машины. - К тому же, в начале нулевых съемное жилье здесь было относительно дешевым, а зарплаты хорошие - можно было скопить денег. Пускать корни в столице Надежда не собиралась: думала, что через пять лет вернется обратно на малую родину. Но затем в Москву переехала младшая дочь. - Здесь она нашла себе молодого человека, и я уговорила их взять ипотеку. Подумала, что сами они не справятся, и решила помочь. Так я застряла в Москве, - смеется водитель. - А потом я встретила своего второго мужа и осталась навсегда.О маршрутках В начале двухтысячных девушка за рулем общественного транспорта была экзотикой. Сегодня этим никого не удивишь. - Этот микроавтобус не очень правильно называть маршруткой, - говорит Надежда. - Мы работаем, как городской перевозчик. А за словом «маршрутка» скрывается неприятный стереотип: водители-нелегалы, серые зарплаты, грязный салон... Надежда то и дело посматривает на смартфон, чтобы проверить, не отстает ли она от графика. В 14:55 автобус должен забрать первых пассажиров с остановки напротив станции метро «Речной вокзал».О зарплатах И хотя сейчас Надежда с удовольствием наматывает круги по городу, водить машину она никогда не мечтала. - Упиралась как могла, но первый муж заставил, - вспоминает Надежда. - Благоверный учил меня сразу на больших скоростях - я только успевала визжать! Вскоре с мужем они разошлись, а маленькие дети остались на ее попечении - бывший супруг отказался платить алименты. В то время на ее скромную зарплату было сложно вырастить двух дочерей - пришлось искать подработку. Подсказала решение ее двоюродная сестра. Оказалось, что в Челябинске водителям троллейбуса платят больше, чем специалистам на радиозаводе. - Поэтому в тайне от коллег пошла сдавать на категорию, - продолжает рассказывать Надежда. - За пару дней до экзамена решила взять больничный, чтобы не отпрашиваться у начальства. И в тот же день случайно сломала ступню. На экзамен она пришла в больших ботинках-«тракторах» - в них было не так больно вести автобус, на котором сдавала экзамен. Инструктору сказала, что всего лишь подвернула ногу. О троллейбусах Получив права, Надежда уволилась с радиозавода и отправилась в Челябинский троллейбусный парк. И хотя «рогатый» был ей не по душе, выбирать не приходилось: никто не брал женщин на автобус. Дело в том, что техническое обслуживание автобусов проводили сами водители. Такая работа часто требовала серьезных физических усилий. А обслуживанием троллейбусов и трамваев занимались специальные бригады, поэтому водить такой транспорт могли и представительницы женского пола. - Начальник колонны передумал лишь после того, как вернулся из Германии, куда ездил по обмену опытом: увидел там, как женщина грациозно вела двухэтажный автобус. Вскоре техосблуживание автобусов тоже начали проводить спецбригады, - рассказывает Надежда. - Жаль, что к тому времени я уже переехала в Москву. Но и в столице она решила продолжить водить троллейбус. Ведь в новом городе, особенно в таком большом, приезжему сложно ориентироваться. В этом смысле троллейбус очень удобен - дальше проводов не уедешь. - Первые несколько дней даже записывала в блокнот, на каких стрелках надо повернуть, чтобы следовать маршруту, - делится Надежда. - Правда, однажды меня поразила женщина, которая умудрилась по проводам уехать в противоположную часть города. О переменах Когда началась реформа общественного транспорта, Надежда уже работала водителем заказных автобусов, обслуживая свадьбы и турпоездки. В ее послужном списке к тому времени значилась работа в 7-м троллейбусном (в Нагатино) и Филевском автобусно-троллейбусном парках столицы. Неудивительно, учитывая такой опыт и стаж, что один из перевозчиков, заключивших контракт с городом и переводивший свой автопарк на установленные новыми правилами синие маршрутки, пригласил ее на работу. - На маленькие машины идти не хотелось - привыкла к габаритам, - признается Надежда. - Согласилась только из-за начальника колонны - таких людей, как он, еще надо поискать. Всегда защищает своих водителей. В итоге в июне будет год, как я работаю здесь. Внезапно у Надежды зазвонил телефон - через пять минут автобус должен отправиться на 270-й маршрут: «Речной вокзал» - «Ховрино». - Вот это мы с вами заболтались, а пассажиры, между прочим, не ждут! - с этими словами она уезжает на остановку, так и не успев перекусить в свой обеденный перерыв. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Олег Савельев, заместитель гендиректора городской компании-перевозчика: - Мы считаем, что женщины-водители водят аккуратнее мужчин и не нарушают правил дорожного движения. Они ответственней подходят к предрейсовым осмотрам и другим организационным вопросам, поэтому мы всегда рады принять их в свой коллектив.

Женщина-водитель общественного транспорта рассказала «ВМ» о родительском долге и гендерных стереотипах
© Вечерняя Москва