Счастливое мирное время: как развивался СССР в 30-е годы
Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда». В сентябре 1935 года в Красной Армии были введены воинские звания, упразднённые Октябрьской революцией. Но погоны вместе с воинскими званиями не ввели. Погоны были введены в годы войны, в 1943 году. К концу 1940-х годов из партийных документов исчезли упоминания об атеистической работе. С конца 1930-х годов до 5 марта 1953 года партия и правительство не только не рассматривали вопросов антирелигиозной работы, но и по возможности помогали церкви, отзывались на просьбы священнослужителей. По протесту генерального прокурора Вышинского, при поддержке Политбюро было разрешено вернуться в Ленинград осуждённым и изгнанным после убийства Кирова бывшим дворянам, сенаторам, генералам, интеллигенции в количестве 12 тысяч человек. С них сняли обвинения, восстановили в избирательных правах, отдали невыплаченные пенсии. Все силы общества были направлены на укрепление и обеспечение безопасности страны. Были забыты навязываемые обществу Л. Д. Троцким понятия о великорусском шовинизме, ничтожной роли России в истории, русской нации. О русском народе начали говорить, как о народе, образовавшем великое государство. Шовинизм русского народа в своё время был придуман, как повод для гонений на русский народ. В действительности русский человек вызывал восхищение у многих с ним работавших специалистов. Например, профессор, выдающийся металлург В. Е. Грум-Гржимайло писал: "Я хочу конкретизировать, за что же я люблю русский народ. Какая черта его характера меня к нему привле¬кает; заставляет меня мириться с его недостатками; их не замечать или при¬нять. Я думаю, в годы революции особенно нужно и полезно себе отдать отчёт, что такое русский народ. Чего мы можем от него ждать? Надо поддержать искру веры в свой народ, если она действительно теплится. Надо утешить молодёжь, разочарованную в своём народе. Это обязанность нас, стариков, и от неё уклоняться не следует… Русский народ - великий народ. Он, чувствует свою силу, не лезет к чужим, довольствуясь своим. Говорят - им может командовать каждый. Это раб. Это неверно. Буду говорить о себе и своих сотоварищах - управителях на Урале… Русского человека считают часто рабом. Другие считают прирождённым анархис¬том. Ни то, ни другое. Русский человек идеалист. Неграмотный, тёмный человек, не понимающий слова "идеал", идеалист по своей природе. Только подходя к русскому человеку с этой стороны, мы начинаем его понимать. …С точки зрения европейца дисциплина у нас странная. Отдашь приказание сделать так-то. Приходит мастер: "Вы приказали сделать так, а по моему мне¬нию, надо сделать иначе". - "Почему?" - "Да потому и потому". Иногда согласишься… Бывало и так, что делает на свой страх по-своему. …Люди, отдающие сухие приказания, не могут иметь успеха в России. Для этого русский народ недостаточно дисциплинирован. Объясни русскому рабочему цель, к которой ты стремишься, и в русском работнике ты найдёшь помощника - энтузиаста. …Всем нациям свойствен идеализм, но русским его отпущено в избытке. В этом его несчастье и счастье в то же время. Наш идеализм, неудовлетворённость свидетельствует о нашей молодости как нации. Практичность, расчётливость, эго¬изм, сухость, аккуратность, погоня за деньгами, удобствами, комфортом, спокой¬ствием - все эти добродетели, которых нам не хватает, суть свойства души ста-риков. Порывистость, увлечение и разочарование, огромная напряжённость работы и смена увлечения апатией и ленью, не такова ли молодость?.. Мы легко мирим¬ся с недостатками и лишениями жизни, имея всегда впереди мечту, цель, подвиг. Нет подвига, нет цели, и русский человек опускается. На сцену являются карты, водка, лодырничество. Лёгкость, с какой русский человек опускается, у многих вселяет мысль, что русский человек сгнил, не достигши зрелости. Герои Чехова как будто это подтверждают. Но это сугубо неверно… При современной технической постановке промышленность является объектом глубоких теоретических зна¬ний и делается полна поэзии и красоты проявлений сил природы, вами призывае¬мых на служение человечеству. В такой промышленности русский идеализм и мечта¬тельность найдут своё место, герои Чехова сами собой умрут… Россия пережи¬вёт эру подъёма инициативы. Ибо по природе народ, дошедший от Москвы до мыса Дежнева и до Сан-Франциско, нельзя упрекнуть в отсутствии смелости и иници¬ативы… В русском рабочем я встретил того же идеалиста, того же энтузиаста, того же бессребреника, каков я сам, и полюбил его всем сердцем своим… Они говорили о золотом сердце русского народа. Золото, золото - сердце народное! Я умру с верой в русский народ, который я знаю, знаю не на словах, а на деле". Чрезвычайно трудно было русскому народу противостоять Западу. В партийных и государственных структурах, особенно НКВД, находилось немало должностных лиц, проводящих прозападную, космополитическую, антигосударственную и антирусскую политику. Но СССР успешно строился, развивался, потому что его защищали не «новые», а настоящие русские, украинцы, белорусы и другие народы Советского Союза, которые помнили, как жили в царской России, прошли сквозь испытания революцией, гражданской войной, разрухой и обрели радость строительства прекрасной страны в счастливое мирное великое время. Партноменклатура, которую Сталин назвал «кастой», по мере того, как страна вставала на ноги, всё больше обосабливалась. Её членов можно было уволить, но их связи в органах управле¬ния приводили к тому, что они снова появлялись на руководящей должности в новом месте. Марксистски-догматические настроения среди партноменклатуры нарастали. Некоторые из них выступали против укрепления государства, которое по Марксу по мере строительства социализма должно отмирать, против курса на строительство социализма в одной отдельно взятой стране, то есть против отказа от мировой революции. Именно за это сталинский проект представлялся среди определённой части политиков СССР, как измена марксизму. Вот если бы русская нация была уничтожена на полях сражений мировой революции, то это устроило бы не только часть политиков СССР, но и Запад. Подобные настроения присутствовали и среди отдельных должностных лиц из ближайшего окружения Сталина. Политбюро нередко принимало решения не соответствующие мнению Сталина, например, большинством голосов не разрешило казачьим частям пройти на параде 7 ноября 1936 года, не поддержало мнение Сталина по Шахтинскому Делу, когда Сталин выступил против приговоров к высшей мере наказания. Для дальнейшего проведения своей политической линии Сталину необходимо было принять вызов оппозиции. В конце 1930-х годов был существенно оттеснён догматический марксизм и восстановлена роль русской культуры. Изменился и кадровый состав советского руководства - новая команда состояла в основном из русских. Фактически СССР строил коммунизм общинных крестьян, которые находились не только в крупных общинах – колхозах, но и пришли на стройки и промышленные предприятия, в управленческие структуры и правоохранительные органы страны. В основу построения общества были заложены не только учения марксистов, но и славянофилов, в частности, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина. Учение почвенников, славянофилов, сохраняло русскую культуру, историю, тради¬ции ведения крестьянами личного хозяйства, в определённой степени общинные производственные отношения в колхозах и использовало многовековой опыт развития страны. По мнению славянофилов, Россия, в отличие от Запада, способна осуществить прекрасную и плодотворную мысль, которая лежит в основе социалистических и коммунистических учений. Хомяков говорил о том, что всеобщее и разумное стремление на Западе неосуществимо. Учение славянофилов в определённой степени определило социалистические программы построения в России нового общества. Против указанных социалистических программ выступал Запад и троцкисты. Проект самого Троцкого противоречил интересам России не в какой-либо его части, а в целом. В. В. Кожинов указывает на то, что Троцкий о событиях середины 1930-х годов писал: "…вчерашние классовые враги успешно ассимилируются советским обществом… - Ввиду успеш¬ного проведения коллективизации "дети кулаков не должны отвечать за своих отцов"…" Мало того: "…теперь и кулак вряд ли верит в возможность возврата его прежнего эксплуататорского положения на селе. Недаром же правительство приступило к отмене ограничений (это началось в 1935 году - В. К.), связанных с социальным происхождением!" - восклицал в сердцах Троцкий… Отказ от такого рода "ограничений" возмущал Троцкого, - хотя сам-то он вырос в весьма богатой семье… Резко писал он и о другом "новшестве" середины 1930-х годов: "По размаху неравенства в оплате труда СССР не только догнал, но и далеко перегнал (это, конечно, сильное преувеличение - В. К.) капиталистические страны!.. трактористы, комбайнёры и пр., т.е. уже заведомая аристократия, имеют собственных коров и свиней… государство оказалось вынуждено пойти на очень большие уступки собственническим и индивидуалистическим тенденциям деревни…". С негодованием писал Троцкий и о стремлении возродить в СССР семью: "Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый "семейный очаг", т.е. архаическое, затхлое и косное учреждение… Последовательные изменения постановки вопроса о семье в СССР наилучше характеризуют действительную природу советского общества… Назад к семейному очагу!.. Торжественная реабили¬тация семьи… Трудно измерить глазом размах отступления!.. Азбука коммунизма объявлена "левацким загибом". Тупые и чёрствые предрассудки малокультурного мещанства возрождены под именем новой морали". И другая сторона проблемы: "Когда жива была ещё надежда сосредоточить воспитание новых поколений в руках государства, - продолжал Троцкий, - власть не только не заботилась о поддержании авторитета "старших", в частности отца с матерью, но, наоборот, стремилась как можно больше отделить детей от семьи, чтобы оградить их от традиций косного быта… Произошёл крутой поворот: наряду с седьмой (о грехе прелюбодеяния - В.К.) пятая (о почитании отца и матери - В.К.) заповедь полностью восстановлена в правах, правда, ещё без бога… Забота об авторитете старших повела уже, впрочем, к изменению политики в отношении религии… Ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен… По отношению к религии устанавливается постепенно режим иронического нейтралитета. Но это только первый этап…" . Наконец, возмущался Троцкий, "советское правительство… восстанавливает казачество, единственное милиционное формирование царской армии (имелось в виду постановление ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года - В.К.)… восстановление казачьих лампасов и чубов есть, несомненно, одно из самых ярких выражений Термидора! Ещё более оглушительный удар нанесён принципам Октябрьской революции декретом, восстанавливающим офицерский корпус во всём его буржуазном великолепии… Достойно вниманья, что реформаторы не сочли нужным изобрести для восстановляемых чинов свежие названья (в сентябре 1935 года были возвращены отменённые в 1917 году звания "лейтенант", "капитан", "майор", "полковник")… В то же время они обнаружили свою ахиллесову пяту, не осмелившись восстановить звание генерала". Впрочем, Троцкий, который был убит 20 августа 1940 года, успел убедиться в последовательности "реформаторов": 7 мая 1940 года и генеральские звания были возрождены. Вышеприведённые возмущения Троцкого очевидно показывают суть борьбы 1930-х годов по вопросу развития советского общества. Группа руководителей партийных и правительственных органов, выступала против курса на возрождение многонационального российского государства с его державным величием. Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».