«Люк Кейдж»: чёрный-пречёрный сериал из чёрного-пречёрного Гарлема

Последние пять месяцев Люк Кейдж (Майк Колтер) днём работает уборщиком в парикмахерской, а по ночам моет посуду в клубе «Гарлемский рай». Выдавая себя за рядового сельского парня из Джорджии, который всего лишь и хочет, что спокойно «жить в тишине и покое», он, тем не менее, далеко не так прост, как кажется. Мало того, что он необычно силён — настолько, что может поднять одной рукой стиральную машину («Обожаю, когда ты такое вытворяешь», — говорит ему в этот момент собеседник), вырвать дверцу машины или трубу из стены, самостоятельно выбраться из-под завалов, буквальным образом скомкать пистолет и остановить едущую на полном ходу тачку. Но помимо всего этого Люк Кейдж ещё пуленепробиваемый — и обычным оружием его ни за что не возьмёшь. Этот ниггер — наполовину Гудини, наполовину Али. Трейлер сериала «Люк Кейдж» Про Люка Кейджа мы уже знаем благодаря Джессике Джонс, которая, как и он, «из этих», из числа людей с необычными сверхспособностями. Все они, эти марвеловские супергерои, где-то рядом, поблизости: вот подруга Джессики обсуждает Кейджа в своём радиошоу, вот продавец предлагает желающим записи с подвигами Тони Старка и «блондина с молотом», а вот знаменитый рэпер вопрошает: «Где Железный человек и когда он всех спасёт?», — предлагая не ждать помощи со стороны, а благословлять «нашего бронированного героя». «Вы хотите адвоката?» — спрашивают Люка в полиции, на что перебравшаяся из Адской кухни медсестра Клэр Тэмпл (связующее лицо между всеми героями мегапроекта «Нетфликс», сыгранная Розарио Доусон) тут же вставляет: «Я знаю хорошего». Злодеи, настраивающие толпу, исходя из собственных интересов, призывают скандировать: «Нам нужна защита от Люка Кейджа. Нам нужна защита от уродов, подобных Люку Кейджу», — прекрасно понимая, что если их особенные пули справятся с одним силачом, то вслед за этим к ним потянутся заказы и на всех остальных мутантов (стало быть, таковых вовсе не парочка). При этом сам Люк понимает, что «нельзя, чтобы таких, как я, становилось слишком много», — и даже после всех совершённых им подвигов продолжает настаивать: «Я обычный парень». И в этом — его правда: он не хотел становиться таким, его таким сделали. И теперь ему предстоит с этим как-то жить дальше — либо бесконечно таясь, либо используя обретённый дар во благо остальным жителям родного ему Гарлема. Я тот, кто я есть. Или… я очень скоро узнаю, кем я могу быть. Ролик сериала «Люк Кейдж» Поэтому он отказывается носить маску, и даже когда начинает насчёт этого сомневаться, слышит от Клэр слова, соответствующие его собственным мыслям: «В Гарлеме слишком многое происходит в тени». Именно борьба с этой безмерно разросшейся тенью определяет путь Люка Кейджа на все тринадцать серий первого сезона. Троица главных врагов Кейджа: мафиозный босс Корнелл по кличке Коттонмут (эту роль сыграл свежеиспечённый оскаровский лауреат Махершала Али), его кузина Мэрайя Диллард (Элфри Вудард, номинировавшаяся на «Оскар» в далёком 1984-м году) и их общий партнёр-соперник Уиллис Страйкер, более известный как Гремучник (Эрик Ларей Харви). У всех у них — свои планы на Гарлем, и каждый хочет перетянуть на себя бразды правления районом. При этом если Корнелл и Гремучник — не гнушающиеся лично пристрелить оппонента бандиты, то Мэрайя — действующий политик, якобы не имеющая с братом никаких общих дел; но не сказать так сразу, кто из них на самом деле более опасен. Декларируя на слова и на листовках «новый гарлемский ренессанс», обещая программу доступного жилья и уверяя, что «спасти Гарлем можно только легально», большая шишка думает, конечно, не столько о людях, сколько о собственном кармане («Гарлем останется в чёрном, а мы будем в зелени»). И она готова переступить через что угодно, лишь бы удержаться на однажды завоёванной вершине («Тебе не доверяют» — «Кому нужно доверие, если есть власть?»). Трейлер сериала «Люк Кейдж» «Это ни больше, ни меньше как битва за душу Гарлема», — так лицемерная Мэрайя поэтично описывает перед телекамерами итоговую разборку между представителями добра и зла, и в данном сериале это действительно краеугольная мысль. Жители исторически не самого благополучного нью-йоркского района, наблюдающие и за Люком Кейджем, и за его деятельными противниками практически в прямом эфире (при нынешнем-то охвате СМИ), должны в итоге сами определиться, на чьей же они стороне, кому они по-настоящему верят, кому согласны и в дальнейшем доверять свои судьбы. Ты же представляешь Гарлем — ответь ему, сынок. Конечно, есть вполне разумная позиция, что отвечать за всё это должен Закон, и даже симпатизирующая Кейджу детектив Мисти Найт (Симон Миссик) выступает против принципов народного мщения: «Это анархия. Полный развал системы». Но «иногда, если хочешь правосудия, ты должен вершить его сам», — и с этими словами Клэр никак нельзя не согласиться. Особенно если прогнившая власть прогрызена коррупцией и изувечена волчьими порядками. И в своей «программной» речи сам Люк повторяет за своим погибшим от бандитских пуль другом и наставником: Люди нуждались в ком-то, кому не нужен значок или ордер, чтобы всё исправить. {…} Люди напуганы, а они не должны в таком страхе. Нужно бороться за правду каждый день. {…} Гарлем должен олицетворять наши надежды и мечты. {…} Гарлем должен стать для всех путеводной звездой. {…} Нельзя отступать, только вперёд. Ролик сериала «Люк Кейдж» Сериал про Люка Кейджа не такой заводной, как про Сорвиголову, и не такой безумно-депрессивный, как про Джессику Джонс. Оно и понятно: фильм создан в духе популярного в 1970-е годы чисто американского жанра «блэксплойтэйшен», который, вполне вероятно, может возродиться сейчас заново с учётом вновь обострившихся расовых споров. Через год та же студия «Марвел» выпустит на киноэкраны полнометражный сольник про Чёрную Пантеру, что вполне способно будет придать ускорению данному направлению. «Люк Кейдж», таким образом, выполняет функцию «зондирования почвы», проверяя, насколько интересен будет широкой публике чернокожий супергерой, действующий в пределах исключительно «чёрного мира» (белые люди в сериале выглядят крайне редким исключением). Вопрос важный, что подчёркнуто и уровнем подтянутых сюда мастеров: среди режиссёров проекта — Пол МакГиган (создатель «Счастливого числа Слевина», также запустивший в своё время «Шерлока» — что особенно заметно в образе детектива Мисти, которая восстанавливает картину преступления совсем как её британский коллега), Винченцо Натали («Куб», «Химера», отдельные серии «Штамма», «Мира Дикого Запада» и пр.) и Гильермо Наварро (как оператор он прославился работой с Гильермо дель Торо, а помимо этого снимал тарантиновскую «Джеки Браун», отдававшую дань уважения как раз «чёрному кинематографу»). Ролик сериала «Люк Кейдж» Однако для российских условий — ответ не очевиден; скорее это всё же кино на любителя, которому по нраву подобного рода гарлемские разборки, где высшей ценностью выступает Справедливость («Единственное, что имеет значение — это правда»). Но как и у вышеупомянутых сериалов (уже в этом году они будут окончательно объединены под единым брендом «Защитники»), у «Люка Кейджа» есть по меньшей мере одно неоспоримое достоинство: он продолжает разрушать устоявшийся миф, что комиксы — это исключительно детское развлечение, находя в этой истории не только драки и перестрелки, но и глубокую человеческую драму. И уже только за это его имеет смысл выделить, посмотреть и запомнить. - Ты когда-нибудь видел что-то подобное?- Это Гарлем, детка.

«Люк Кейдж»: чёрный-пречёрный сериал из чёрного-пречёрного Гарлема
© Ридус