С веры по нитке
Как духовный пастырь объединил предпринимателей Частная школа, ателье русской одежды, благотворительный фонд и даже права на торговлю презервативами и тестами на беременность. Наставив на путь истинный нескольких бизнесменов, можно построить выгодное семейное дело. МАРИЯ ЛИБЕРМАН "Русская жена живет по благодати и имеет дар власти над хаосом",-- сообщает билборд на Рублевском шоссе. Любопытные автомобилисты тормозят у билборда, фотографируют его и едут дальше, где их ждет даже более заманчивое обещание: "Семья с добродетельной русской женой -- прямая дорога к блаженству". Но еще через несколько километров рекламная кампания вдруг переходит на жесткий плакатный стиль и предупреждает, что "Предавший любимую женщину предаст и Родину". В конце концов появляется автор всех этих воззваний: на очередном билборде -- красавица в традиционном русском костюме, владелица агентства недвижимости "Славянский двор" Ирина Волина. Рекламная кампания "русской жены" только на первый взгляд отсылает к весьма своеобразным поискам "рублевского мужа". На самом деле хозяйка "Славянского двора" выставляет патриотично-православные баннеры на Рублевке не первый год -- сначала в 2012-м, потом в 2016-м и, наконец, в 2017-м. Тема кампании всегда разная, но к продаже рублевских домов имеет весьма отдаленное отношение. "Русские идут -- это не Голливуд", "Ищущий мудрости шествует на Восток, любящий суету -- бежит на Запад" -- в прошлые годы лозунги были более патриотичными, в основном в защиту семейных ценностей. "Я убеждена, что сегодня необходимо возрождать ношение русского костюма и демонстрировать верность нашему Отечеству. Особенно это важно для Рублевки, потому что здесь живут не только чиновники, но и представители российской элиты. А кто может быть элитой? Тот, кто реально любит Россию и служит ей",-- объясняет Волина на сайте агентства смысл текстов. По ее словам, весьма затратные билборды (поставить пять двусторонних баннеров на Рублевке сейчас стоит 2 млн руб. в месяц) -- это не коммерческая реклама, а социальная акция. Впрочем, более подробно поговорить с "Деньгами" о том, как такие акции влияют на бизнес, Ирина Волина отказалась. Между тем о финансовых показателях "Славянского двора" на рынке давно не слышно, а отзывов о его деятельности и вовсе не найти. В интервью газете "На Рублевке" приверженность русскому костюму Волина объясняет знакомством с православным модельером Валентиной Аверьяновой, владелицей "Дома русской одежды", и ее семьей. "Она -- матушка, супруга митрофорного протоиерея Алексия, мать шестерых детей и бабушка семерых внуков. Валентина Аверьянова вдохновляет своим примером многих людей",-- объясняет Ирина собственный выбор в интервью и там же добавляет, что давно уже сотрудничает с семьей Аверьяновых: ее фонд "Русский наследник" вместе с фондом Василия Бойко-Великого помогают "Русской школе" дочери Валентины, Марии Аверьяновой, в Подольске. Старшая дочка Волиной была в летнем лагере "Русь", работающем на базе этой школы. Сейчас учредители школы при поддержке своих меценатов планируют построить для учащихся новое здание с пансионом недалеко от Рублево-Успенского шоссе. Туда Волина хочет отправить младшую дочь. Для солидных господ 21 января 2012 года в Москве, на площади рядом с гостиницей "Украина", собрались несколько сотен человек с плакатами "Господь ждет нас!", "За Святую Русь!" и самым нарядным -- "Да созиждутся стены кремлевские!". Алексий Аверьянов, один из организаторов этого митинга, в отдельной проповеди тогда разъяснял, что заменить слова в псалме царя Давида "да созиждутся стены иерусалимские" его заставил глас с неба и заменил он их "до времени нормализации политической жизни в России". К участию в митинге было заявлено 30 тыс. человек, но пришло раз в десять меньше -- в основном сотрудники агрохолдинга "Русское молоко" и ГК "Вашъ финансовый попечитель". На этом митинге впервые на одной сцене оказались и хозяйка "Славянского двора" Ирина Волина, и владелец компаний "Русское молоко" и "Вашъ финансовый попечитель" Василий Бойко-Великий, и их духовный наставник -- митрофорный протоиерей Алексий Аверьянов. Выступающие, облаченные в богатые наряды в русском стиле, хоть и не забывали выкрикивать "Слава России" и "Долой Навального", по большей части преследовали свои, куда более мирские цели. За пару недель до митинга произошла вооруженная стычка между сотрудниками "Русского молока" и конкурирующего с ним за песчаный карьер в Рузском районе ООО "Корсар". Карьер обе стороны считали своим, протоиерей Аверьянов, правда, со сцены ратовал в этом споре за "Русское молоко" и сожалел о том, что некогда поддержал и благословил "продажного" главу Рузского района Олега Якунина. Пришедшие на митинг и вовсе больше размахивали плакатами с призывом прекратить уголовное преследование самого Бойко. Закончилось все созданием партии "Святая Русь". Духовное преображение Василия Бойко, некогда лихого рейдера и поклонника всяких новомодных идей вроде "макробиотического дзена", произошло четырьмя годами раньше, в СИЗО "Матросская Тишина". В 2007 году он оказался в заключении в связи с уголовным делом о мошенничестве. И к моменту выхода на свободу взгляды свои кардинально поменял: прибавил к фамилии "Великий", призвал своих работников к венчанию и молитвам, пригрозил увольнять за аборты, надел старорусский богатый кафтан, начал перечеркивать штрихкоды ("печать антихриста") на упаковках молока и стал активно спонсировать "православное возрождение России". Источники "Денег" утверждают, что Алексий Аверьянов к этому преображению имел самое непосредственное отношение, навещая своего духовного сына в заточении и наставляя его на путь истинный. Успеху в бизнесе эти новшества, впрочем, не сильно способствовали: уголовное преследование с Бойко так и не сняли, арест с земель тоже. В прошлом году уже две компании, которым задолжало "Русское молоко", подали иски о его банкротстве. Не очень счастливы и сотрудники, о благочестии которых заботился Бойко: бизнесмен то вовсе не платит им зарплату, то платит с задержками. А вот Аверьянову с послушником повезло: протоиерей и его семья получили хороший ресурс для реализации массы своих идей. Отлучен, но служит Когда-то Алексий Аверьянов действительно был священником Московского патриархата. Однако в 1992 году вместе с общиной Успенского храма села Валищево Московской области, где он был настоятелем, присоединился к РПЦЗ (Русской православной церкви за границей). "За самовольное оставление прихода вплоть до выяснения обстоятельств и покаяния" Аверьянов и был вскоре запрещен в священнослужении. В РПЦЗ он был возведен в сан протоиерея, однако вскоре отлучен и этой церковью. Формально -- за двоеженство: в Архиерейский синод РПЦЗ поступило письменное заявление некоей Наталии Осиновой, содержащее обвинение протоиерея Аверьянова в "нарушении нравственных законов о святости брака", "соблазнении и сожительстве с нею в течение четырех месяцев". Однако отлучение могло быть связано и с радикальными взглядами Аверьянова. В то время протоиерей открыто поддерживал национально-патриотический фронт "Память", известный антисемитскими и националистическими настроениями. "По моему благословению воины патриотического фронта "Память" пришли в редакцию газеты "Московский комсомолец" и сказали: Молодежная газета не может быть своднической газетенкой, которая публикует непотребства и скабрезности. Хотите быть молодежной газетой -- несите дух. Жидовствующие в редакции этой газеты обиделись",-- вспоминал уже в 2015 году Аверьянов в одной из своих проповедей, опубликованной в газете "Рузский курьер". Помимо всего прочего участники "Памяти" подозревались еще и в избиении священников Московского патриархата. Свое отлучение Аверьянов проигнорировал и продолжил религиозную деятельность, за что в 1996 году Архиерейский синод РПЦЗ лишил его сана протоиерея. Впрочем, и это решение Аверьянов не признал и вскоре основал собственный приход в Подольске. Храм на Пресне Навещать духовных сыновей в тюрьме для Алексия Аверьянова дело привычное: в 1990-е он посещал своих бывших соратников из "Памяти" в Бутырской тюрьме. Аверьянов вспоминает, что пускать его к соратникам сначала не хотели, но, когда он читал проповедь для заключенных, тюремщики собрались и "рыдали как дети". После освобождения Бойко и сам Аверьянов, и его семья стали играть в жизни предпринимателя ключевую роль. Один из сыновей протоирея -- Алексей Аверьянов -- работал его постоянным адвокатом, другой -- Иоанн Аверьянов -- какое-то время был гендиректором компании "Вашъ финансовый попечитель", а с 14 февраля этого года возглавил другой актив Бойко -- компанию ЗАО "Энергоатоминжиниринг". Через год после освобождения Бойко основал Культурно-просветительный фонд имени святого Василия Великого. Вместе с ним учредителями стали пять представителей семьи Аверьяновых. Так, дочь священнослужителя получила поддержку для собственной частной школы -- "Русской школы Марии Аверьяновой". Обучение в ней стоит 290 тыс. руб. в год. При помощи Бойко у Аверьянова появился в Москве и собственный храм в честь Рождества Святителя Николая Чудотворца. Находится он на территории Бойко в Краснопресненском районе столицы -- на задворках его же торгового комплекса "Электроника на Пресне". Именно этот храм в обязательном порядке заставляют посещать всех работников компаний Бойко. Примерно с того же времени фонд Аверьянова--Бойко ведет и активную просветительскую деятельность. Например, в 2010 году он устроил конференцию "Научный православный взгляд на ложные исторические учения", на которой в числе прочего участников попросили подписать петицию в защиту Константина Душенова, осужденного за призыв ликвидировать "все религиозные и национальные еврейские объединения как экстремистские". При поддержке Бойко один за одним появляются сайты, издательские дома, блоги и даже партии в поддержку православия и патриотизма, которые, впрочем, куда больше похожи на удовлетворение амбиций самого священника и его семьи. На порталах публикуются его проповеди, а в 2015 году выходит и собственная книга Аверьянова -- художественно-документальный детектив "Не оставляйте Церковь Мою". Русские одежды Ирина Волина во многих событиях участвует наравне с Бойко-Великим. В 2011 году она так же, как и Бойко, вместе с Аверьяновыми основывает свой фонд содействия просвещению и образованию. Фонд получает более лаконичное название -- "Русский наследник", а директором его становится дочь протоиерея Анастасия Аверьянова. Как сообщается на сайте организации, одно из направлений работы фонда -- воспитание детей "в духе русских традиций и мировоззрения". К примеру, потребовали от министра культуры Владимира Мединского убрать из Третьяковской галереи картину Ильи Репина, известную под одним из названий как "Иван Грозный убивает своего сына". "Министр культуры не может быть трусом",-- говорилось в обращении. К слову, и сам Аверьянов не раз требовал канонизации Ивана Грозного. Анастасия Аверьянова -- также коммерческий директор "Дома русской одежды Валентины Аверьяновой", созданного в 2011 году и одевающего и Бойко, и Волину. Как рассказывала сама Анастасия в интервью, первую коллекцию "Русская краса" отшивали для сотрудниц компании "Вашъ финансовый попечитель". Впоследствии "Дом русской одежды Валентины Аверьяновой" стал шить кафтаны для самого Бойко: по праздникам он появляется в красном царском одеянии, по будням ходит в шитых позументами белом, синем и черном. Русская одежда у модельера не самая дешевая: душегреи -- по 9-12 тыс. руб., костюмы в русском стиле -- по 30 тыс. руб., сапожки -- по 12 тыс. руб. Под заказ, конечно, выйдет дороже. Ведет общий бизнес с Аверьяновыми и бывший муж Ирины Волиной -- Олег Волин, владелец "Петровского базара" на Новорижском шоссе. Андрей Аверьянов владеет одноименной инвестиционной компанией "Петровский базар". И кроме этого -- уже вместе с Волиным -- оптовой компанией "Технопром", у которой, кроме всего прочего, есть, к примеру, права на использование товарных знаков тестов на беременность Attest, пластырей Silkoplast и презервативов Contex (Long Love, Forced, Colour и других). Аверьянов в своих проповедях иногда дает прихожанам-бизнесменам и прямые указания. "Я хочу попросить Олега Булатовича Волина начать очень важное действо. Нам необходимо обратиться ко всем предпринимателям богобоязненным с тем, чтобы каждый, кто сколько сможет, купил вина крымского и пожертвовал в православный храм с просьбою молиться и о жертвователях, и об администрации Крыма. Я думаю, что это будет широкая кампания. С Андреем Алексеевичем продумайте конкретно эти шаги с тем, чтобы поддержать винную промышленность Крыма,-- говорил в 2014 году после присоединения Крыма к России протоиерей Аверьянов, обращаясь к Волину и сыну.-- Представьте себе, в Божиих православных храмах будет совершаться Божественная литургия на крымском вине, будет возноситься Богу молитва, и жертва Богу совершаться будет на крымском вине". При этом священнослужитель не скрывал, что сам он крымское вино, да и жителей Крыма не сильно жалует: "Может быть, мы как-то несколько, простите, потеряем в качестве вина. Но, надеюсь, мы самое главное приобретем -- духовное единение и духовное дерзновение, с тем, чтобы вот эту духовную отсталость народа Крыма литургически преодолеть". Какие интересы у семьи Аверьяновых могли быть в крымской винной промышленности, "Деньгам" выяснить не удалось.