Дональд Трамп стал героем «Южного парка»
«Южный парк» уже совсем не тот, каким был когда-то раньше. Он стал меньше, он теперь не такой смешной, и вообще складывается ощущение, что внутри популярного бренда в определённый момент произошла концептуальная перезагрузка, которую мы сперва не заметили, а она со временем разрослась как опухоль — и теперь всё поглотила. Вероятно, в первую очередь это связано с тем, что все повзрослели — и сами создатели, и те первые зрители, что начинали смотреть сериал в далёкие юные годы. Не могут повзрослеть только герои «Южного парка» — и потому вечных школьников теперь бестактно отталкивают в сторону учителя и родители. Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Те взрослые, что некогда были придуманы для того, чтобы своей тупостью (или мудростью?) оттенять рассудительных (или же безрассудных?) малышей, нынче захватили всю власть над сериалом — превратившись из второплановых персонажей в главных, а Стэна и Кайла отправив далеко на обочину сюжета («выжить» повезло только Картману и Батерсу). В центре внимания двадцатого сезона — идущий в президенты мистер Гаррисон и оказавшийся злобным интернет-троллем Джеральд Брофловски. Затевая в прошлом сезоне политическую карьеру мистера Гаррисона, авторы «Южного парка» навряд ли предполагали, что их злая выдумка так скоро окажется лишь блеклой тенью реальности. Давно обсмеиваемый ими выбор между Гигантской клизмой (Гаррисон) и Сэндвичем с дерьмом (Хилари Клинтон) на самом деле стал главной темой прошлого года, приведя — неожиданно для многих — Клизму к победе. И хотя Гаррисон никогда не был пародией на Дональда Трампа, жизнь сама поставила его в качестве идеальной замены избранному президенту в этом насквозь циничном анимационном мире. Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» «Вот когда мы попадём в Белый дом — а делать-то что будем?» — переживает Гаррисон из-за того, что вряд ли сможет сдержать свои данные сгоряча предвыборные обещания — например, затрахать до смерти более семи миллионов человек только в первый год правления. Он бы и рад отступить назад, но все его попытки сделать что-то ужасное, чтобы электорат сам вышвырнул его из президентской гонки, оборачиваются, к его ужасу, ещё большими овациями. «Наконец-то хоть кто-то сказал, что чувствует», — радуются его сторонники, число которых день ото дня только возрастает. И даже переходя на путь прямых оскорблений (формат рецензии в СМИ не позволяет привести самые яркие и смешные цитаты) Гаррисон вовсе не достигает желаемого. «Наконец-то хоть кто-то говорит не как политик», — плюсуют его новые фанаты, потому как от скучной политики все уже «задолбались». Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Нельзя при этом сказать, что авторы «Южного парка» сами голосуют не за него, а за Хилари Клинтон — которая и раньше уже становилась героиней весьма шокирующих серий. Конкурентка Трампа — ну, то есть Гаррисона — показана здесь довольно туповатой женщиной, не способной даже понять, что соперник сам во время дебатов призывает всех голосовать не за него, а за неё. «Мой оппонент лжёт, нельзя ему верить», — читает она по заранее заготовленной бумажке, лишний раз заставляя бывшего школьного учителя схватиться за голову. Вы же лидер свободного мира. Все ждут, что вы будете для них голосом разума и спокойствия. «Почему вокруг такой отстой? — переживает „здравый смысл“ в лице отца Стэна. — Как мы до этого докатились?..» «Мы выбираем одно дерьмо», — сетует он и пытается разобраться в причинах всеобщего умопомешательства. Ответ, как это обычно и бывает в этом сериале, фантастичен и сюрреалистичен одновременно. Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Виноват во всём, конечно, Дж. Дж. Абрамс, «вернувший „Звёздным войнам“ былое величие», а затем призванный «перезагрузить» гимн страны так, чтоб было «со всеми нотами, которые мы помним и любим». «Он спас „Звёздные войны“, и теперь мы попросим его спасти нашу страну», — убеждённо настаивает народ, и потому когда Гаррисон в своей речи заявляет, что голос за Клинтон — это признание американцами того, что «Пробуждение Силы» — плохой фильм, он лишь прибавляет себе очков, причём немерено. Америка, выясняет Марш-старший, отравлена оккупировавшей её «ягодой-помяникой», добирающейся постепенно до самого Белого дома и заказывающей оттуда звонок российскому президенту. Ведь на самом деле ностальгические разговорчики в духе «А помнишь?..» — это зависимость из числа самых страшных: «Вспоминать куда приятнее, чем думать». Каждая великая империя достигает момента, когда двигаться назад хочется больше, чем вперёд. Когда мир меняется так быстро, что мы тоскуем по старым временам, когда всё было проще.Но это не значит, что старые идеи подойдут сейчас. Мы должны взглянуть в лицо в реальности.Новые «Звёздные войны» действительно не так хороши, как все о них говорят. Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Параллельно со всем этим развивается вторая магистральная тема двадцатого сезона — интернет-троллинг как глобальное явление, способное разрушить отношения не только между людьми, но и между странами. «Тролли могут влиять на весь мир», — в том числе, кстати сказать, и на президентские выборы. «Провоцировать людей на реакцию — это полезно для общества», — уверен папа-тролль, ни на секунду не сомневающийся, что все его анонимные оскорбления — это смешно, а вовсе не больно. Прочие с ним, однако, не согласны и уверены, что если сейчас же не принять меры, то «всё больше учеников будут бродить по коридорам, потеряв связь с внешним миром». «Потерянными душами» здесь считаются те, кто совершил «твиттер-самоубийство», закрыв свой аккаунт и выбросив телефон в реку. «Самое сложное — это жить без подписчиков», — горюют изгои, ставшие первыми жертвами двух зарождающихся войн: между мальчиками и девочками — и Дании со всем миром. Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Перейдя в последних сезонах к принципу последовательного развития сюжета, Трей Паркер и Мэтт Стоун тем самым отказались от коротких, но выразительных скетчей в пользу масштабного десятисерийного полотна, в котором узелкам, завязанным в начале, позволительно развязаться только в конце, а шутка из одного эпизода непременно рано или поздно отзовётся в другом. Подобный подход не позволяет уже «вычленять» более или менее удачные серии, так как они все являются частью единого замысла — и тот, кто пропустил, допустим, вторую серию, может не понять, например, пятую. Хорошо ли это для сериала?.. Для любого иного — возможно, даже наверняка. Тем более сейчас, когда телешоу окончательно открестились от «мыльного» прошлого и превратились в роскошные постановочные романы. Но «Южный парк» никогда не претендовал ни на что подобное (за исключением редких случаев, когда серии объединялись в концептуальные трилогии), а потому такой подход в данном случае по-прежнему кажется непривычным (хотя и практикуется авторами уже несколько лет). Фрагмент из 20-го сезона телесериала «Южный парк» Продолжая язвить на актуальные темы и заводя спор о разнице между сатирой и нигилизмом, «Южный парк» теряет очарование хулиганского пофигизма, превращаясь из издевательского ёрничества в платформу для высказывания неких высоких идей. Конечно, и раньше в конце многих серий было заветное «Сегодня мы многое поняли», но нынче этого «многого» куда больше — и зачастую не нужно даже гадать, что именно эти послания значат. Что и говорить, мы все уже повзрослели.