Неестественный отбор
Почему Трамп и звезды Instagram — явления одного порядка Перед самым началом церемонии инаугурации Дональда Трампа ГЕННАДИЙ УСТИЯН размышляет, как приход бизнесмена к власти разрушил американскую мечту и при чем здесь реалити-шоу, Instagram и Ким Кардашьян. Дональд Трамп готовится вступить в должность, а события вокруг его инаугурации отражают конец старой эры: в прозрачном мире, где лайки в соцсетях значат больше накопленного за десятилетия работы опыта, зараза любительства уничтожает американскую мечту и профессию политика как таковую, как раньше уничтожила профессионализм в индустрии развлечений. На днях 71-летний политик из Коннектикута Кристофер фон Кайзерлинг был задержан за то, что во время разговора с не согласившейся с ним собеседницей назвал ее «ленивой профсоюзной кровопийцей» и схватил за — как бы сказать помягче — часть тела в области между ног. В ответ на понятную возмущенную реакцию фон Кайзерлинг сказал: «Наступило новое время. Теперь мне не нужно быть политически корректным». С приходом к власти Дональда Трампа многие действительно считают, что открылась бездна, и теперь по Америке будут шастать старики-реваншисты из поколения беби-бумеров, которые начнут хватать женщин за гениталии и обзывать их дырками, потому что «главный» разрешил. Конечно, и это не исключено, но приход Трампа во власть действительно означает конец политического и этикетного равновесия, каким оно было до сих пор, и не только на бытовом уровне. Фигура Трампа противоречива сама по себе. 70-летний бизнесмен помнит мир до политкорректности и, конечно, старомоден — например, не умеет пользоваться компьютером. Зато он очень активен в Twitter — возможно, нажимать там на кнопки его научили дети. Президент эпохи соцсетей, который не будет, как его предшественник-демократ Обама, шутливо заигрывать с прессой и молодежью, составляя плейлисты, как будто разрывается между консервативным прошлым и технологическим настоящим, взрывая мозг людям, привыкшим действовать в предыдущей устоявшейся парадигме. В чем состояла эта парадигма? В установке, что если ты будешь много работать и соблюдать законы, то сможешь заработать денег, сделать карьеру и, если уж совсем повезет и ты окажешься в нужном месте в нужное время и будешь иметь определенные интересы, склонности и талант, получишь возможность возглавить свободный западный мир. Это суть американская мечта, прогрессивная линия, которая привела в Белый дом родившегося на Гавайях сына кенийского иммигранта Обаму, когда Америка, одуревшая от скудного выбора между двумя кланами Бушей и Клинтонов, превративших властную систему страны чуть ли не в монархию, выбрала свежую альтернативу. Трамп — тоже альтернатива, но такая, с которой устоявшаяся система находится в конфронтации. Его стесняется старая республиканская гвардия, представительницу которой, олицетворение англо-саксонских «старых денег», так хорошо сыграла Эллен Бёрстин в «Карточном домике». Это мир, в котором, если тебе изменяет муж, сор не выносится из избы, а искупается приобретением драгоценностей. Для этой среды Трамп — как орущий подросток за взрослым столом, который заработал себе право сидеть там своими унаследованными деньгами и популярностью в Twitter, с которой теперь нельзя не считаться. О том, каким злом Трамп является для демократов, можно и не говорить — все представители лево- и правобережной либеральной интеллигенции в ужасе смотрят, как полуграмотный человек, путающий «беспрецедентный» с «беспрезидентским», рушит весь прогресс в борьбе за права меньшинств (а в Америке, в отличие от России, женщины признаны меньшинством, как и любая социальная группа, не являющаяся белыми гетеросексуальными мужчинами) и демократические свободы. Но ничего не происходит из ничего. Трамп — результат развития пиар-технологий и механизмов, при которых тролль популярнее объекта троллинга. Трамп еще в 1980-х был едва ли не единственным бизнесменом, который оценил силу пиара. За последние три десятилетия он появился в роли самого себя в двух десятках фильмов и сериалов, причем каждый раз, когда по сюжету нужно было олицетворять успех в нью-йоркской недвижимости — вложении, с которым невозможно прогадать. Вспомните «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», «Студию 54», «Знаменитость» Вуди Аллена и «Секс в большом городе» — если в вашем фильме играет Дональд Трамп, значит, ваша история о Нью-Йорке легитимна. Поэтому нет ничего удивительного в популярности Трампа в эпоху, когда звезды приходят не после многолетнего обучения и нарабатывания опыта, а из главной кузницы современной звездной системы — реалити-шоу и Instagram. Комедиантка Челси Хэндлер на днях правильно обозначила корни проблемы под названием «Трамп»: «Я виню Ким Кардашьян. С нее все началось». Точно так же как интернет-слава и манипулирование медиа привели бывшую ассистентку Пэрис Хилтон на обложки Vogue, которые раньше украшали «настоящие» знаменитости — отобранные борьбой за выживание и многолетней работой на подиуме модели и снявшиеся в популярных фильмах профессиональные актрисы, медиаповестка вывела на поверхность Трампа. Сфера, которая поддерживалась работой тысяч профессионалов, свелась к поверхности без основы. Поэтому сейчас так весело наблюдать за возней вокруг инаугурации 45-го президента. Звезды первой величины сразу фыркнули и отказались выступать. Поначалу согласившаяся певица Дженнифер Холлидэй быстро передумала, когда стала получать угрозы со стороны сплоченного профсоюза. Позволить себе выступить на инаугурации могут только музыканты, которым нечего терять и которые даром никому не нужны. Даже коллектив, исполняющий кавер-версии композиций Брюса Спрингстина, отказался за несколько дней до выступления — после того как сам Спрингстин, то есть их бог и кормилец, призвал исполнителей, зарабатывающих на жизнь перепевкой его песен, одуматься. На церемонии выступит группа с красноречивым названием The Reagan Years и пастор, прославившийся тем, что назвал ислам злом, — понятно желание «настоящих» звезд, которых слушают поклонники разных вероисповеданий во всем мире, держаться от эпохального события подальше. Любители и аутсайдеры системы привлекают любителей и аутсайдеров, которые видят в выступлении на инаугурации шанс прославиться, пусть это и дурная слава. Как и эти люди, Трамп не заработал политический капитал, работая в старой системе и привлекая инвестиции в свои кампании, как избранные президенты и кандидаты до него. Вполне возможно, что многие считают этот новый порядок даже новаторским и умным — зачем тратить время и силы, если можно получить все в обход? Но риск, что власть получат люди, которые не сумеют ею распорядиться после победы во благо страны, слишком велик. Если вам не нравится дизайнер, получивший должность креативного директора в модном доме с долгой историей и безупречной репутацией, только потому, что он популярный блогер, а не талантливый художник, ваше право не носить сделанную им одежду. С президентами так не работает, особенно с такими, которые похоронили американскую мечту — какой смысл стараться, если в итоге придет 70-летний старик с деньгами и аккаунтом в Twitter и легко получит то, ради чего другие работали всю жизнь? ____________________________________________________________________ Геннадий Устиян