Войти в почту

Праздничная резервация

Детали Торжественные шоу на российских телеканалах в ночь с 2016 на 2017 год окончательно вступили в противоречие с логикой праздника обновления. Шуты забронзовели вместе с королями, а прямые эфиры с участием граждан превратились в потемкинскую деревню Режиссер Тимур Бекмамбетов однажды сказал, что у уникального русского праздника -- Нового года есть корни в том числе и в иудаизме: мол, оттуда наша вера во всепрощение и обновление, граничащее с обнулением. Но можно ли судить о готовности и желании к обновлению по тому, как страна проводит свою языческую карнавальную ночь? Кстати, в других странах сакрального отношения к новогоднему вещанию нет. Канал CBS (США), например, прекратил вовсе свою новогоднюю трансляцию еще 20 лет назад. В этом году корреспонденту CNN в прямом эфире в заветный час делали пирсинг уха в баре в Новом Орлеане. А на австралийском ABC ведущие так заболтались, что пропустили 10-секундный обратный отсчет -- и фейерверки за Сиднейским оперным театром в честь наступившего 2017-го не стали их дожидаться... Наше новогоднее ТВ -- давно и прочно особый ритуал, и, если верить данным Mediascope (ранее -- TNS Russia), никакой воли к жизни и переменам у нас не осталось. Из 10 самых рейтинговых программ на нашем телевидении за 31 декабря 6 строчек занимают старые советские ленты -- "Пес Барбос и необычный кросс" (23,7 процента аудитории), "Самогонщики" (22,9), "Бриллиантовая рука" (22,6), "Джентльмены удачи" (22,5), "Ирония судьбы" (19,6 процента -- сенсационное поражение в схватке с криминалом) и "Иван Васильевич меняет профессию" (16,9). Две первые строчки принадлежат новогоднему обращению президента -- его только на "Первом" и "России" посмотрели 57,3 процента телезрителей. Ночное шоу "Новогодний парад звезд" ("Россия") -- на третьем месте с начала с долей 22 процента телесмотрящих. "Новогодняя ночь на Первом" -- тоже третья, но с конца -- 18,5 процента. Доли СТС с праздничными скетчами "Уральских пельменей" и НТВ с его полуновостным "Живым Новым годом" еще ниже -- 9,3 и 3,8 процента... О новогоднем телевещании как о государствообразующем явлении в России заговорили давно, вероятно, после успеха "Старых песен о главном". Наивное, доброе и наполненное еще свежими эстрадными лицами сумело обозначить маяки, к которым потянется вся страна. Действие происходило на юге России, отсылая к идиллическим "Кубанским казакам" и "Свинарке и пастуху". Герои пели в том числе и серьезные песни, например, о войне. Неловких шуток между музыкальными номерами почти не было, ведь магия мюзикла -- в гипнотизирующем, укачивающем ритме. Казалось бы, крепкий сон о прошлом должен был помочь выспаться перед будущим, но в следующие годы этому вектору никто не изменял, эстрадные лица начали приедаться, пластинку заело. Рейтинги не менялись, так что эксперименты с форматом стали уделом нишевых каналов. На главных же по сей день (точнее, ночь) публике предъявляют сходные до степени смешения действа. Вот и в этот раз шоу "Первого канала" и "России" отличались друг от друга лишь мастерством съемочной группы да чувством такта. С современными технологиями, правда, всю ночь экспериментировал НТВ, где "Живой Новый год" начался с симпатичной и современной, как реклама ноутбуков, заставки: сотни скайп-окошек с людьми со всей страны сложились в один большой экран. Шоу декларировало благородную цель, подсмотренную у все тех же бекмамбетовских "Елок": в прямом эфире показать самых разных россиян, в том числе тех, кто в эту ночь несет вахту. Впрочем, "прямые включения" выглядели неубедительно: никаких доказательств реального диалога шоу не предъявило. И рейтингу форматные искания не помогли. За юмор в новогоднюю ночь отвечал СТС, а точнее, труппа "Уральских пельменей" со специальной программой "Оливьеды". Зрителей встретили шутки типа "Когда носы в 12 бьют". Шоу было выстроено по принципу КВН: большая сцена, картонные декорации. Эта несменяемость очень важна: шуты бронзовеют вместе с царями, и даже в таком вечно молодом движении, как КВН, рано или поздно возникают тромбы. В свое время "Старые песни о главном" сформулировали для всех нас закон сохранения себя, но с годами он превратился в закон резервации. Потом новая "Ирония судьбы" постаралась навести мосты между советской этикой и обществом потребления, но обе стороны предпочли их сжечь. Утром 1 января 2017 года на каналах появляется сводка МЧС: "Новогодняя ночь прошла без серьезных происшествий". Судя по эфирам федеральных каналов, так оно и было. Ничего, всерьез обещавшего новизну, не произошло. На экране. Но не в жизни. Вскоре после Нового года продюсер и композитор Максим Фадеев написал на своей странице в социальной сети: "Я не смог досмотреть ни одно музыкальное "шоу" на федеральных каналах... Такое ощущение, что у руководства первого и второго канала мир застыл в 1993 году... Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Мне интересно, сколько просуществует еще в таком виде "развлекательное" телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Господи, когда закончатся эти "Песни года" и "Голубые огоньки"?!" Можно было бы посчитать это мнением "заинтересованной стороны", однако на этот раз оценка совпала с общим ощущением: в соцсетях и СМИ поднялась волна возмущения. Обозреватели и простые зрители отметили, что состав участников шоу не меняется с 1990-х годов (в Сети появились списки с указанием возраста наших звезд), а также обратили внимание на низкое качество шуток. Так негативная оценка общего уровня новогодних шоу и стала главной новостью нового, 2017 года. Политики не преминули этим воспользоваться. На прошлой неделе лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что россиянам перестал нравиться этот формат из-за повторяющихся ведущих и передач в целом, добавив, что в различные инстанции пришло 10 тысяч писем с протестами против "новогодних огоньков". Лидер ЛДПР пообещал попросить комитет Госдумы по культуре рассмотреть вопрос о трансляции "новогодних огоньков". Что, конечно, выглядит еще более абсурдно -- непонятно, как именно и на каком основании комитет может этот вопрос "рассматривать". Но сигнал вышел вполне убедительный: повторить привычный формат в следующем году уже вряд ли кто из телеканалов рискнет. Егор Москвитин