Кататься в мороз на велосипеде советовал еще Лев Толстой

Состоявшийся 8 января Московский зимний велопарад продолжает будоражить умы наших сограждан. Кто эти байкеры, рискнувшие оседлать своих двухколесных «скакунов» в столь лютую стужу? – «Безбашенные» фанаты? Супер-здоровяки? «Убийцы» собственного здоровья? Корреспондент «МК», у которого за плечами есть многолетний опыт зимних велопоездок по Москве и области, попытался оценить все реальные и мнимые опасности подобного испытания холодом. Кататься при 20-градусных морозах лично мне приходилось неоднократно. Такие экстремальные поездки научили приспосабливаться – одеваться и готовить велосипед соответствующим образом, ну и на маршруте действовать с подстраховкой. Как показывает опыт исследователей-профессионалов, по-настоящему приучить человеческий организм к сильному холоду невозможно. Об этом доводилось слышать во время нашей встречи с покойным ныне Виталием Воловичем – известным медиком-полярником. Виталий Георгиевич пояснил, что в его многолетней практике встречались отдельные люди, в организме которых природой был заложен повышенный «порог морозоустойчивости». Такие уникумы, действительно, могут даже в сильные морозы ходить в достаточно легкой одежде, не рискуя заработать простуду или еще более серьезное заболевание. Один из ярких примеров, причем «велосипедных» – чудо-путешественник Глеб Травин, совершивший более 85 лет назад уникальный рейд на двухколесном педальном средстве передвижения вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В царстве снега и льда он много недель провел что называется «на свежем воздухе», будучи экипирован весьма легко. Он лишь в самые сильные морозы надевал на себя дополнительно шерстяной свитер и меховую шапку. Случались на этом маршруте и вовсе уж экстремальные ситуации. Как-то, продвигаясь вперед по ледяному припаю вдоль берега, путешественник обнаружил, что огромный кусок льда, по которому он в тот момент ехал, только что оторвался от прибрежной кромки и медленно дрейфует в сторону открытого моря. Травину ничего другого не оставалось, как погрузить велосипед, вещи, одежду на небольшой обломок льдины и, толкая этот импровизированный плот перед собой, вплавь добираться до берега!.. По воспоминаниям путешественника, в тот раз, как впрочем и в течение всего долгого пути по Арктике он ни разу даже не простудился. На протяжении нескольких лет пытался «научить» свой организм «пренебрегать» декабрьско-мартовскими холодами энтузиаст дальних зимних велопоходов москвич Андрей Финоченко. Автору этих строк тогда не раз приходилось наблюдать, как даже при двузначном минусе Финоченко выезжал в однодневные рейды по подмосковным дорогам надев на себя лишь тонкие «треники», кроссовки и фуфайку поверх рубашки. Но мороз из раза в раз доводил смельчака до окоченения, заставляя его отогреваться у костра и дополнительно утепляться. И все-таки даже не имея дарованной природой повышенной морозоустойчивости можно выезжать на зимние велопрогулки фактически без риска застудиться. На основании собственного опыта и опыта коллег-«вело-зимников» скажу: главное при этом – позаботиться о надежной защите от мороза лица, рук и ног. Так совершенно необходим шапка-шлем, оставляющий открытым лишь небольшое овальное окошко. При случае хорошим подспорьем может служить также тряпичная маска, закрывающая всю нижнюю часть лица (но, надо учитывать, что она на морозе неминуемо отсыреет от дыхания и покроется по краям ледяной корочкой). Еще одна надежная защита от обморожения носа и щек – подзабытое ныне средство наших мам и бабушек: гусиный жир. Если им перед выездом намазать открытые части лица, обморожение им не грозит. Шлем – шлемом, но помимо него голову следует утеплить, надев, например, шапку-ушанку, либо что-то ей подобное. У автора этих строк в арсенале имеется более удобный, хотя и менее презентабельный внешне аксессуар: зимний подшлемник, позаимствованный у строительных рабочих. Правы те, кто, седлая зимой велосипед, надевает на руки по две пары перчаток – простые и утепленные (частенько такие, которые выпускаются для горнолыжников). Однако гораздо эффективнее пару тонких перчаток сочетать с варежками. Мой личный опыт показывает, что даже примитивные солдатские «суконки» хорошо защищают пальцы рук от замерзания. Хуже обстоит дело с ногами. Кое-кто из коллег по зимним велопоездкам раскошелился на дорогущие импортные ботинки, способные – согласно сопроводительным инструкциям, – сохранить ноги в тепле даже при минус пятидесяти. Увы, в условиях велосипедной езды такие обещания оказываются пустым звуком: пальцы ног начинают леденеть даже при минус двадцати пяти. Это связано со спецификой работы нижних конечностей при педалировании. Золотое правило велосипедиста-«зимника»: чтобы уберечь свои ноги от окоченения, нужно время от времени спешиваться и несколько сотен метров преодолевать пешком – энергичным шагом. Это помогает «разогнать кровь по жилочкам» и быстро возвращает ступням комфортное состояние. Кстати – о быстроте. Даже молодым и ръяным зимой категорически не рекомендуется педалировать чересчур активно, в режиме гонки. От этого неминуемо вспотеешь, и ни термобелье, ни прочая современная одежда для активного отдыха потом уже не спасет от неприятного, а главное холодящего ощущения сырости. Между тем Еще в конце позапрошлого века, когда бицикли только-только получили распространение в Российской империи, журнал «Циклист» регулярно публиковал материалы под рубрикой «Велосипед зимой». Из них явствует, что многие наши прадедушки активно «педалировали» круглый год, устраивали массовые велопрогулки, шоссейные гонки и многодневные путешествия на «двухколесных скакунах» даже в самый разгар зимы. «Нигде за границей нет таких чудных шоссе, какие зимой в России! Особенно если сравнивать с нашими летними ухабистыми большаками!» – восторгался А. Николаев, который 23 декабря 1897 года отправился на велосипеде из Москвы до Петербурга и далее – в Финляндию. Великий писатель (а «по совместительству» – заядлый циклист) Лев Толстой в интервью журналу недоумевал, почему в Москве не очень активно ездят в снежную пору: «Мои знакомые в деревне ежедневно пользуются велосипедом и зимой!» Знаменитый московский гонщик М. Дзевочко писал: «Кататься зимой лучше всего от -3 до -7 градусов. В большой мороз дорога тверже и глаже. Падения зимой не приносят столько неприятностей, как летом. Зимою вы не запачкаете платья и не ушибетесь сильно, а полежать в рыхлом снегу иногда даже приятно… Я езжу уже третью зиму. Если насморк или кашель – сажусь на велосипед и прокачусь, чтобы немного продышаться зимним чистым воздухом. После этого чувствую себя гораздо лучше.» В те давние времена было предложено много изобретений и усовершенствований, призванных сделать велосипедную езду в «царстве снега и льда» более комфортной. Некоторые «зимние циклисты» советовали, скажем, обертывать металлические педали сукном для защиты ног от холода. Еще один рационализатор призывал кататься в зимнюю пору вовсе без шин, на одних ободьях – мол, так, лучше сцепление с ледяной дорогой! Велопромышленники время от времени радовали всякими экзотическими «зимними» новинками. Поступили в продажу специальные рукавицы, которые крепились к рулю и потому не давали руками соскользнуть с него. А в январе 1899-го в одном из столичных веломагазинов господам покупателям предлагали рулевые ручки с подогревом! Устройство простейшее: в торцах рулевой трубы сделаны сетчатые дверцы, и в полость за ними нужно вложить уголек цилиндрической формы, который тлеет 2-3 часа, благодаря чему, как гласила реклама, «руль остается теплым даже в самый жестокий мороз». Читайте материал "Выжить можно": участники московского велопарада поделились секретами согревания

Кататься в мороз на велосипеде советовал еще Лев Толстой
© Московский Комсомолец