Бэтмен или стукач: стоит ли простым гражданам бороться с нарушителями на дорогах
Неоднозначный случай произошел в центре Москвы несколько дней назад. Жителя столицы Артура Бойко избили за то, что он снял картонку с номера припаркованного в неположенном месте автмообиля. Инцидент произошел 22 декабря на Малой Бронной улице. Сообщение о происшествии было размещено на странице группы «Патриаршие» в Facebook, и вызвало неоднозначную реакцию пользователей интернета. Большая часть комментаторов осудила действия неизвестных, напавших на прохожего, однако не одобрили и инициативу самого Бойко, так как бороться с нарушителями должны специальные службы, а не простые граждане. Трудно быть Бэтменом Для выявления подобных нарушений есть специальные службы, поэтому увлекаться борьбой за справедливость не следует, считает заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. «Можно считать себя Бэтменом и объяснять водителю, что он нарушает правила ПДД. Сознательность граждан — это хорошая вещь, но я предполагаю, что для этих случаев есть все-таки определенные службы, которые получают за это деньги. Очень сложно сказать, как бы я поступил в данном случае. Подменять собой парковщика не стал бы», — сказал депутат. В любом случае, избивать молодого человека за это никто не имеет права. Нападение карается статьей уголовного кодекса. Один из комментаторов в сети Facebook назвал поступок Бойко «мерзковатым». Таким же словом охарактеризовал его координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. По его словам, водитель, нарушивший правила парковки, тоже в какой-то мере гражданский активист. Он борется с введением платных стоянок в городе. «Многие автовладельцы используют бумажки на номерах в знак протеста против политики Департамента транспорта города Москвы, для многих это принципиальная позиция — не платить за воздух. Таких людей довольно много», — сказал Шкуматов. Логично предположить, что требовать плату следует за услугу — например, охрану авто во время отсутствия водителя. Но в реальности получается, что Департамент собирает с водителей «дань» только за кусок асфальта на дороге. «Здесь я бы скорее назвал гражданским активистом водителя этого BMW, а не человека, который убирал бумажки. Потому что в данной ситуации водитель выражает свое отношение к той транспортной политике городских властей, которая проводится сейчас. Самое интересное, что с точки зрения закона водитель BMW ничего не нарушал, вообще ничего», — пояснил свою точку зрения Шкуматов, добавив при этом, что распускать руки все-таки не следовало. Виноваты власти? Гражданский активист Леонид Антонов считает, что в данном случае вообще сложно не нарушить правила парковки. Власти Москвы сделали все возможное, чтобы лишить Малую Бронную улицу мест для стоянки машин. «Если бы там, в районе Бронной, было бы как в Париже пять подземных паркингов, а люди стояли бы там с нарушением правил нагло, это один разговор. Другое дело, что там вообще на всю эту хипстерскую деревню оставили два с половиной парковочных места. Люди порой вынуждены нарушать. Очень не нравится ситуация, когда власти Москвы сталкивают людей лбами. Таких конфликтов будет много, вот в чем беда», — сказал он. Власти столицы делают, что хотят, не прислушиваясь к мнению жителей, продолжил Антонов. Их политика состоит в том, чтобы избавить центр от автомобилей, поэтому миллион автовладельцев поставлены в положение потенциальных нарушителей. Активист Павлик Морозов Напомним, для москвичей в 2016 году разработано мобильное приложение «Помощник Москвы», в котором очевидцы могут сообщать о нарушителях на дорогах и получать за это различные бонусы от правительства. Раз подобное ноу-хау показало результаты за рубежом, то почему бы не опробовать его и в Москве, считает Старовойтов. Шкуматов же назвал подобную разработку обычным стукачеством и «антиавтомобильным угаром». «Нас просто заставляют платить, поэтому помощь этим хамским действиям по отношению к автомобилистам — некая разновидность таких Павликов Морозовых, которые, дай бог, не понимают, что они делают», — сказал координатор автосообщества. По его словам, создание мобильного приложения является извращенной идеей гражданского контроля за соблюдением правил дорожного движения. «Они [городские власти] эту идею начали использовать для того, чтобы больше денег грести из карманов автовладельцев», — пояснил Шкуматов. «Это приложение, которое, в свое время, автомобилисты назвали «Мобильный стукач», — поддержал Антонов. Не становитесь «хрюшами» В том, чтобы бороться с правонарушениями, нет ничего плохого, если речь идет именно о грубых нарушениях ПДД, которые могут повлиять на безопасность. «Но выходить и фотографировать номера автомобиле, проверяя, заплатил ли этот оброк автовладелец, я считаю, что это не только низко, но и еще и мерзко», — заявил Шкуматов. Как показала практика, борьба с нарушениями нередко выходит за рамки правового поля. «У нас господа из „Стопхама“ тоже боролись с нарушениями, на их взгляд. Только совершали при этом череду других правонарушений. Все должно быть в рамках правового поля», — пояснил Старовойтов. Фиксировать нарушения парковки, по логике, должны сотрудники ГИБДД, в Москве это делает отдельная структура МАДИ. Перекладывать их функции на граждан недопустимо, считает Антонов. «Попытка перекладывания государственной функции на граждан — мы уже знаем, чем это кончалось, со всеми этими «Стопхамами» и прочими «хрюшами» [волонтерский проект «Хрюши против» — прим. «360"]. Где гарантия того, что человек сам нарочно не закроет номер бумажной или еще что-нибудь не сделает такое из вредности, чтобы просто напакостить соседу? Человек, который обличен государством полномочиями, несет ответственность. А какая ответственность у обычных граждан, которые скачали какую-то «мухарайку» к себе на телефон?» — пояснил свою точку зрения Антонов.