Полвека фантазии. 16 лучших зданий казанских архитекторов

50 лет назад, в 1966 году, в Казани на вновь организованный архитектурный факультет КИСИ была принята первая группа студентов. Через пять лет, в 1971-м, первые выпускники вышли на работу в проектные организации Казани. К тому времени там работали архитекторы старшего поколения, получавшие образование в Москве, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Баку. По их проектам Казань строилась с 30-х годов ХХ века. Не обходили внимание наш город и центральные, общесоюзные проектные институты. Однако, к концу 1970-х годов казанские выпускники повзрослели, в Казани начали появляться их произведения. Архитектор Михаил Каплан рассказывает о наиболее примечательных творениях казанских архитекторов, построенных за эти 50 лет. Выставочный зал союза художников (1978) Работавший в проектном институте «Татгражданпроект» архитектор первого выпуска архфака Герман Бакулин спроектировал на углу улиц Карла Маркса и Комлева небольшое по нынешним меркам здание. Архитектору удалось найти выразительное решение классической архитектурной задачи «угла квартала»: три отступающих от угла друг за другом пилонообразных объема четко обозначили главный вход в здание и освободили место для крохотной аванплощади. Сегодня, пережив множество эпизодов разрушительного вторжения в ткань исторической застройки нашего города, можно сказать, что первое здание Германа Бакулина оказалось очень уместным и сомасштабным окружающей среде. Оно проектировалось и строилось в эпоху позднего «советского модернизма» (совмода, как говорят архитекторы). Советская власть к тому времени научилась виртуозно создавать дефицит всего. Не только гречка или колготки, но и мало-мальски приличные отделочные материалы были почти недоступны. В строительстве использовали два вида кирпича: белый (силикатный) и красный (керамический) безо всяких «лицевых» свойств. Для отделки значимых общественных зданий можно было попытаться достать керамическую плитку «кабанчик» или как-нибудь оштукатурить стены. Именно так называемую «каменную» штукатурку (с вкраплениями гранитной или каменной крошки) и применил Бакулин. Надо признать, что Выставочный зал до сих пор выглядит адекватным окружающей застройке и стал гармоничным элементом ансамбля всей улицы. Постройка была сразу положительно оценена и горожанами, и руководством, а архитектор Герман Бакулин был награжден госпремией ТАССР им. Г. Тукая. Выставочный зал «Новинка» (1985) Использовав для кладки стен едва появившийся тогда лицевой кирпич нижнекамского производства, Ильдар Нургалеев, выпускник 1971 года, спроектировал на улице Короленко небольшой отраслевой выставочный зал, предназначенный для экспозиции «товаров народного потребления», выпускавшихся на военных предприятиях Ленинского района Казани. Объемно-планировочное решение здания основывалось на использовании металлоконструкций стандартного промышленного модуля. Поставленные рядом два модуля позволили перекрыть достаточно большое пространство. При этом на фасад вышли два треугольника кровли. «Двухфронтонная» композиция делает остроумный реверанс в сторону классической архитектуры. А широкий фриз (декоративная полоса) из алюминия, изготовленный на авиационном заводе и окрашенный авиационными красками, дает неожиданное для двухэтажного объема ощущение мощи. Расположенное в непрестижном жилом районе здание выставочного зала «Новинка» не было тогда замечено городом. Да и сейчас мы с вами не очень его знаем: многие ли гуляют по улице Короленко? БКЗ им. Салиха Сайдашева (1996) В перестроечное десятилетие (1986-1996г.г.) строительство также пострадало от «ветра перемен», как и вся экономика. Как только она начала оживать, появилась возможность вернуться к большим проектам. На месте неприглядной «стекляшки» концертного зала консерватории на площади Свободы в 1996 году появилось новое здание. Выпускники архфака КИСИ 1973 и 1974г.г. архитекторы Виталий Логинов и Евгений Прокофьев спроектировали новый концертный зал в простом объеме и решили фасад с аккуратным реверансом в сторону «исламской» архитектуры. При том, что архитектура здания не бесспорна, оно вполне вписалось в ансамбль главной официальной площади города. КРК «Пирамида» (2002) Наверное, первое общественное здание нового периода строительства с очень ярким образным решением построили выпускник архфака КИСИ 1975 года Виктор Токарев и его жена и постоянный соавтор Гульсинэ Токарева. Уместность постановки объемной реплики египетской пирамиды на набережной Булака сомнительна. Треугольник «Пирамиды» разрушил традиционную для старого центра Казани фасадную линию застройки. Впрочем, студентов-архитекторов в 1970-е годы не воспитывали в особом уважении к «старине». В тренде был пафос архитектурного модернизма, в большой степени базировавшийся на отрицании архитектурного наследия. Так Казань и получила в начале XXI века привет от уже отжившей своё стилистики середины века прошлого. Здание бросается в глаза неожиданно острым силуэтом. Особенно нарядно оно выглядит в вечернее время, приобретая черты какого-то инопланетного объекта. Казанская ратуша (реконструкция, 2005) Перестроенное к Миллениуму Казани здание старого Дома Офицеров явилось образцом масштабной, но очень тактичной реконструкции в одном из самых чувствительных мест Казани. Коллектив архитекторов под руководством Ильдара Нургалеева сделал более выразительным исторический фасад, проявив такт и тонкое стилевое чутье. В надстроенном аттиковом этаже разместился еще один зал. Образовавшаяся в результате высокая кровля зрительно увеличила здание, не нарушив общий вид, придала ему новый масштаб. Сохранилась историческая преемственность застройки старой городской площади. Мечеть Кул Шариф (1996-2005) Ставшее новой эмблемой столицы Татарстана здание мечети Кул Шариф строилось к 1000-летию Казани. Для обоснования уместности этого новодела провели исторические изыскания. На проект здания был объявлен творческий конкурс, в котором победил коллектив казанских архитекторов - Шамиль Латыпов, Михаил Сафронов, Айвар Саттаров, Искандер Сайфуллин. Все они в разное время учились на архфаке КИСИ, трое из них преподавали в альма-матер. Окончательный вариант проекта выполнили архитекторы Искандер Сайфуллин, учившийся на архитектурном факультете КИСИ в 1972-74 годах и Сергей Шакуров. Могучее здание воцарилось на вершине кремлевского холма, превзойдя свой высотой и массой старую башню Сююмбике. Местоположение мечети таково, что его видно из разных районов Казани, включая Заречье. Таким образом, мечеть Кул Шариф стала архитектурной доминантой большой части города. Ресторан «Парус» (2008) Среди множества значимых объектов, строившихся к празднованию 1000-летия Казани, отметим ресторан «Парус». Это небольшое здание заменило возле Кремлевской набережной старый ресторанчик на дебаркадере, оказавшись в самом центре масштабного пространства между Казанским кремлем и цирком. Выпускнице архфака КГАСУ 2002 года архитектору Марии Русских удалось придать двухэтажному строению яркий образ: ротонда ресторана украшена множеством острых пилонов, напоминающих паруса. Это здание оказалось уместным дополнением к ансамблю мощных разнохарактерных объектов площади Тысячелетия. При взгляде с воды именно с ресторана «Парус» начинается обзор архитектуры центра города. Отражение «Паруса» в водах Казанки создает кокетливую игру форм. Жаль, что мы с вами теперь редко бываем в акватории Казанки и не можем полюбоваться этой картиной с борта прогулочного пароходика. Жилой комплекс «Берег» (2008 г). Масштабное строительство жилья в последние годы происходит не только на окраинах Казани. Строительством жилого комплекса «Берег» закончено формирование застройки прибрежной улицы Сибгата Хакима на берегу Казанки. Выпускница архитектурного факультета КИСИ 1998 года Ильсияр Тухватуллина создала мощную, уступчатую композицию из жилых домов переменной этажности. Фасады жилых домов от 8 до 24 этажей лишены монотонности, имеют подробно прорисованные завершения, создающие прихотливый силуэт. Комплекс вместе с другими крупными зданиями на набережной правого берега Казанки создал выразительный новый фасад Ново-Савиновского района. Так заречная часть города вступила в равноправный композиционный диалог с панорамой старого центра Казани, являя в противовес ему образ развивающегося современного города. Торговый центр «Соло» (2008) На углу улиц Эсперанто (ныне – Назарбаева) и Павлюхина выпускник архфака КИСИ 1983 года Михаил Борщевский спроектировал небольшое по нынешним меркам здание торгового центра «Соло». ТЦ встал напротив пафосного «серого дома», сталинского здания Татарской госфилармонии (бывший ДК им.Кирова) и через угол от унылого микрорайона позднего советского модернизма, явив городу образец современной западной архитектуры. Виртуозно проработанный простой кубический объем здания стал редким для Казани примером совсем нескучного модернизма, в чем-то перекликаясь с работами лидера нью-йоркского авангарда 80-х годов ХХ века Ричарда Майера. Особенно выразителен торговый центр в вечернее время, когда сквозь панорамное остекление прохожим без стеснения, совершенно по-американски, открывается внутренняя жизнь здания. Дворец земледельцев (2010 г) С начала строительства и по сей день здание является предметом яростного сопротивления культурной общественности, городских архитекторов, хранителей наследия. Каких только ярлыков ему не клеили. Посетивший наш город музыкальный (!) критик Артем Троицкий назвал его «страшным сном архитектора Гауди в сталинском застенке». Москвичи известны своим остроумием и злословием. А казанцы в большинстве своем Дворец полюбили. Посчитайте количество свадебных фотосессий возле него. Архитектор Дворца земледельцев Леонид Горник, выпускник архфака КИСИ 1982 года, рассказывая об архитектуре здания, ссылается на своего кумира, великого теоретика архитектуры Ренессанса Джакомо да Виньолу (1507-1573), книга которого «Правило пяти ордеров в архитектуре» стала учебником и руководством для европейских архитекторов на 400 лет. Качество выполнения скульптурной пластики и архитектурной деталировки здания минсельхоза РТ и вовсе недостижимо для современного казанского строительства. Лишь фирма «Антика», главным архитектором которой и является Леонид Горник, смогла реализовать по собственным технологиям буйство фантазии современного архитектора-маньериста. ЖК «Суворовский» (2010 г) Построенный в конце улицы Толстого на высоком берегу Казанки пятибашенный комплекс элитных жилых домов «Суворовский» стал важным элементом панорамы старой части Казани. Несложное само по себе решение жилых башен обогащено пафосными пирамидообразными завершениями многоуровневых вилл. Здание возвышается над окружающим ландшафтом, как декларация богатства и престижа. По таким крупным объектам мы считываем не только топологию города, но и систему приоритетов его развития. Интересно общее объемно-планировочное решение жилого комплекса. Он размещен на небольшом участке, зажатом территориями Суворовского училища, остатков старой Казанской Швейцарии и ветхой застройки на улице Подлужной. Тем не менее, супругам Токаревым удалось обеспечить владельцам дорогих офисов и квартир ЖК «Суворовский» минимально необходимый набор удобств: гаражи на 560 машин, магазины, предприятия бытового обслуживания, детскую площадку и стоянки для многочисленных автомобилей. Отель «Лучано» (2012 г) Среди множества крупных объектов, построенных в Казани выпускником архфака КИСИ 1971 года Германом Бакулиным, отель и спа-центр «Лучано» на улице Островского служит примером того, как крепнет мастерство архитектора за десятилетия практики, и что может подлинный мастер в эпоху реального изобилия (напомню, наш рейтинг начинался произведением Бакулина эпохи бедного совмода. Композиция трехэтажного здания собрана из сложного сочетания небанально рустованных, облицованных камнем глухих объемов, разнообразно остекленных витражей и прикрывающих глубокие лоджии мощных решеток горизонтальных жалюзи. Все вместе это отсылает к архитектуре Средиземноморья. При всей выразительной образности здание уместно в ряду застройки старой исторической улицы. Офис компании «Связьинвестнефтехим» (2011 г). Построенное в 2011 году на ул. Кремлевской здание СИНХ восхищает абсолютной точностью художественного решения. Идеальные пропорции фасадов и мастерская прорисовка всех деталей выполнены под руководством выпускника архфака КИСИ 1974 года, доцента Института архитектуры КГАСУ Николая Новикова. Здание столь точно контекстуально встроено в уже сложившийся ансамбль старинной центральной улицы, напротив Чернояровского и Александровского пассажей, что город воспринял его органически. Отделку здания выполняла специально приглашенная из Прибалтики фирма. Каменную резьбу отделочных элементов из купленного в Германии массива юрского известняка выполняли там же на станках с ЧПУ и привозили для монтажа в Казань. Удалось добиться тончайшей стыковки деталей между собой и с металлической несущей конструкцией. С годами фасад из природного камня не только не теряет вид, напротив, приобретает новые оттенки, благородную патину, проявляется подобно фотографии. Кукольный театр «Экият» (2012 г). Здание кукольного театра «Экият» построено на улице Петербургской. Постановка театра на пустыре в бывшей Суконной слободе освободила архитектора здания, выпускницу архфака КИСИ 1972 года, Светлану Мамлееву от обязательств перед окружающей (отсутствующей) городской средой. Это позволило ей предаться собственным сказочным фантазиям и воплотить их в огромном, нарядном, сверкающем драгоценностями и позолотой объекте. При том, что в собственно архитектурном смысле здание решено довольно банально, фантастически обильный декор сделал его масштабной метафорой самой сказки. За что новый кукольный театр и полюбили маленькие и большие горожане. Жилой дом «Лазурные небеса» (2013 год) Казань растет не только вширь, но и ввысь. Уже никого не удивляют 18-этажные жилые дома. Абсолютный рекордсмен - построенный в 2013 году по проекту коллектива архитекторов во главе с выпускником архфака КИСИ 1978 года Рамилем Аитовым жилой дом «Лазурные небеса». 37-этажное здание высотой более 120 метров поднялось на месте сквера перед зданием старого аэропорта на углу улицы Патриса Лумумбы и проспекта Альберта Камалеева. Здание стало важнейшим ориентиром казанского городского ландшафта: из любой точки города видна середина Советского района. Одновременно ЖК «Лазурные берега» предваряет будущую застройку большого жилого района «Седьмое небо». Башня представляет собой два сегмента круга, сдвинутых по продольной оси. Несложная геометрическая форма, облицованная светопрозрачным композитным материалом, дает на огромном объеме здания мощный художественный эффект. Так достигается присущая стилю хайтек динамика и острота абстрактного образа. Академия тенниса (2013) Построенное к Универсиаде-2013 двухзальное сооружение могло бы остаться просто большим спортзалом. Но выпускнику архфака КГАСУ 2008 года Стасу Беляеву удалось придать ему яркий, запоминающийся образ. Прикрывшая основной объем здания стилизованная сетка с гигантскими ячейками и огромная ракетка над входом могут вызвать упрек в прямой иллюстративности. Но точная прорисовка и применение в их освещении современных технологий (акрилового стекла и светодиодной подсветки) превратили эту декорацию в огромную нарядную анимацию на тему тенниса, что оказалось уместно для зрелищного сооружения. Стоящий на дальней окраине города спаренный спортзал никого бы не огорчил своей ординарностью. Но нарядно расцвеченный комплекс Академии тенниса, напротив, стал прекрасным новым символом Казани на въезде от аэропорта, заявляя об авангардности и спортивности нашего города. Из сотен замечательных зданий, выстроенных в Казани выпускниками Казанской архитектурной школы, мы выбрали 16. Задача большой сложности. Это перечень не просто не полон, он еще и субъективен. Нас можно упрекнуть в предвзятости, и это будет справедливо. Отвечаем: да, эти дома, сколь бы разными они ни были, нам интересны. Они не просто нравятся горожанам, но и добавляют индивидуальные черты лицу нашего города. Герман Бакулин окончил архитектурный факультет 45 лет назад, а Стас Беляев всего 8 лет назад. Казанская архитектурная школа на наших с вами глазах развивается и способствует росту и украшению Казани.

Полвека фантазии. 16 лучших зданий казанских архитекторов
© АиФ Казань