Войти в почту

Энергия хаоса и другие слагаемые беды

44 года назад под Москвой рухнул авиалайнер ил-62. Погибли все 174 находившихся на борту человека. На тот момент катастрофа стала крупнейшей в мире. И самой загадочной.В пятницу, 13 октября 1972 года, самолет «Аэрофлота» выполнял рейс из Парижа в Москву с остановкой в Ленинграде. Там часть пассажиров сошли, также был выгружен из багажного отсека доставленный из Парижа гроб с прахом композитора Александра Глазунова (позже его перезахоронят на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. — «ВМ»). Лайнер со 164 пассажирами и 10 членами экипажа взлетел и уверенно достиг полетной высоты — 9000 метров. Рейс сбился с курса, но благодаря усилиям авиадиспетчеров вошел в коридор № 1 Московской воздушной зоны. Начал предпосадочное снижение, затем связь оборвалась. В 21:49 рейс SU217 на скорости 620 километров в час врезался в поле, рядом с Нерским озером. Авиалайнер протащило через все поле и лесополосу — полоса разрушения протянулась на 500 метров. Самолет не дотянул до «Шереметьево» 12 километров. Самолет был полностью исправен, экипаж состоял из опытных профессионалов. Командир воздушного судна — 44-летний Александр Завальный имел 11 лет опыта полетов на военных и гражданских самолетах, второй пилот — 47-летний Николай Адамов, ветеран Великой Отечественной, участник Сталинградской битвы, также профессиональный пилот, с опытом полетов на реактивных истребителях. Погода стать причиной беды не могла: слабый ветер, видимость 1500 метров и температура плюс 6 создавали идеальные условия. Почему адекватные пилоты, в присутствии в кабине штурмана, бортинженера и радиста направили в землю технически исправный самолет? И сегодня, спустя почти полвека, эксперты разводят руками: «Пятница, 13-е. Злой рок...» Истинную причину трагедии установить не удалось... Рукотворные беды Когда мы делаем кирпич и строим здание, мы упорядочиваем материю и уменьшаем энтропию. Но однажды ее скованная энергия вырвется и отомстит. Мы взаимодействуем с энтропией даже в процессе обучения. Если загрузить мозг слишком большим количеством знаний, энтропия возьмет свое — человек сойдет с ума. Недаром гениев считают сумасшедшими. — Как сократить число техногенных катастроф? — Да. Если заставить предприятия и государство выплачивать ущерб в значительно большем объеме. Тогда система будет вынуждена куда более серьезно бороться с энтропией, с предотвращением катастроф. Универсальный способ оценки ущерба от Международной организации труда по гибели одного человека — 6000 рабочих человеко-дней. Каждая травма и ущерб имеют свою цену. Это, кстати, далеко не самая большая стоимость, но у нас платят значительно меньшие компенсации.

Энергия хаоса и другие слагаемые беды
© Вечерняя Москва