Как провести #ЩедрыйВторник: советы НКО и бизнесу
Ольга Павлова, специально для проекта "Жизнь без преград" #ЩедрыйВторник — международный день благотворительности — впервые пройдет в России 29 ноября. Инициативу придумали в 2012 году, с тех пор из небольшого сетевого флешмоба она превратилась в социальное движение, в котором участвуют 75 стран мира, тысячи глобальных компаний и НКО, сотни тысяч человек, а в пользу разных благотворительных фондов уже собрано около 200 млн долларов. Организатор кампании по проведению #ЩедрогойВторника фонд "КАФ" отмечает, что стать партнерами инициативы могут как организации, так и частные лица. Для компаний — это возможность привлечь дополнительное внимание к своей социальной деятельности. Для НКО — вовлечь новых людей в благотворительность. Все участники свободны в выборе формата акций и целей сбора средств. Эксперты из разных некоммерческих организаций-партнеров инициативы рассказали о том, как эффективно провести этот день и зачем он нужен. 6 cоветов благотворительным фондам Прямой фандрайзинговый эффект необязателен "Проведите любое мероприятие, не обязательно даже планировать что-то больше и шумное. Если не получается сделать вау-мероприятие — а это можно понять, может не быть ресурсов, идей, времени, плюс это будний день, для уличного мероприятия плохая погода — сделайте хотя бы что-то. Пусть у вашего мероприятия не будет прямого фандрайзингового эффекта. Это может быть что угодно — публичная лекция, экскурсия, небольшой флешмоб. Но главное — не выпадайте из этого информационного поля, не пропускайте событие, оно важно для всех нас". Татьяна Тульчинская, директор фонда "Здесь и сейчас" Рассчитывайте на частных доноров "В рамках #Щедрого вторника постарайтесь придумать для себя акцию, которая приведет к вам частных доноров. Подумайте над правильным форматом. Электронная рассылка по вашей базе может быть эффективной в случае, если у вас есть большая и "живая" база доноров. И вы умеете писать так, что люди откликнутся в ответ на письмо. Используйте возможности интернета "Еще вариант участия — онлайн акция. Онлайн акция — это создание события в соцсетях, присутствие ваших баннеров на крупных медийных площадках. Нужно придумать слоган, визуальные образы и попросить людей отреагировать на это. Другая опция — событие или мероприятие. Например, событием можно назвать выставку, которую кто-то организует в вашем городе и посвящает ее вам и #Щедрому вторнику". Ирина Меньшенина, председатель совета Ассоциации фандрайзеров, директор по развитию фонда "Даунсайд Ап" Расскажите личную историю "Очень важно в рамках #ЩедрогоВторника делиться историями, кому, как и почему вы помогаете. Такого еще не было — а это могут быть личные эмоциональные истории, которые обычно и цепляют. Я, например, поддерживаю Союз охраны птиц России. Я очень люблю птиц, мне нравится за ними наблюдать, я очень хорошо знаю эту организацию, много лет доверяю ей, поэтому помогаю им. Такие примеры, рассказы побуждают читателей задуматься: почему бы и мне не поддержать эту организацию? Личными эмоциями, переживаниями. Как можно поучаствовать в #ЩедромВторнике? Советую зайти на сайт, там предлагаются самые разные варианты участия. Или же можно придумать свою благотворительную акцию. Смысл в том, чтобы сделать что-то доброе, помочь какой-то некоммерческой организации, или больнице, или музею — и рассказать об этом людям. Мы, конечно, часто говорим, что благотворительность должна быть тихой, но тогда эффекта будет меньше. Ведь многие даже не знают, что есть такая деятельность, и можно довольно просто и без особых затрат в этом поучаствовать. Поэтому сейчас в #ЩедрыйВторник мы будем это делать весело и громко". Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ Делитесь знаниями "Одна знакомая художница и дизайнер выбрала для себя небольшой фонд и разработала для него логотип. Совет для творческих людей — создать что-то для благотворительных организаций, что они смогут использовать в дальнейшем — благотворительные открытки, логотип, макеты для фандрайзинга. Часто в фондах трудно с этим, мне кажется, нужно проактивно предложить им помощь. Крупные НКО в этот день могли бы поделиться опытом с "младшими товарищами" — запланировать лекцию, сделать презентацию, вместе разработать материалы". Лада Симачева, старший координатор проектов WWF Попробуйте что-то новое "#ЩедрыйВторник — хороший повод попробовать новое. Мы живем в цифровую эпоху. НКО должны это понимать и успевать. Пробовать новое надо во всех сферах деятельности, использовать все возможные инструменты. Именно это позволяет учиться. Придумайте новую пиар-кампанию. Начните, хотя бы на один день, иначе работать в соцсетях, подумайте про неожиданный фандрайзинговый ход. Расскажите другими словами привычные истории. Главное задача для каждого фонда в #ЩедрыйВторник — стать эффективнее, научиться новому, а не собрать больше денег. Все, что вы попробуете, пригодится в течение всего года". Аша Курран (США), одна из основательниц инициативы #ЩедрыйВторник 4 cовета компаниям, как провести #ЩедрыйВторник Ставьте глобальные цели "Акция "Щедрый вторник" — хорошая возможность показать лучшие примеры и практики современной российской благотворительности, развеять недоверие к сектору, именно поэтому наш фонд выступил партнером его запуска в России. Развитие филантропии в России — одна из целей, которые ставит перед собой наш фонд". Оксана Орачева, гендиректор Благотворительного фонда В. Потанина Найдите того, кто нуждается в вашей помощи "Наш фонд в этом году уже в пятый раз проводит благотворительную акцию "С миру по елке". 29 ноября в офисе ОМК мы начнем сбор средств на новогодние украшения, подарки, средства гигиены и медицинские расходные материалы для пациентов НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина. И в этот же день мы начнем формировать группу волонтеров для этой акции. Волонтерам предстоит украсить новогодними украшениями внутренний двор, коридоры и холлы онкоцентра, провести вместе с ребятами квест, который посвящен в этом году российскому кино. А еще им предстоит на собранные друзьями фонда деньги купить бытовые и медицинские расходные материалы для ребят. Наша главная задача — подарить новогоднее настроение детям, которые не просто оказались на несколько месяцев в больнице с онкологическим диагнозом, но и вынуждены встречать Новый год в больничной палате. Мой совет: помогите тому, кто нуждается в вашей помощи!". Лариса Орловская, генеральный директор фонда "ОМК-Участие" Предложите присоединиться партнерам "Мы более трех месяцев назад начали планомерно готовиться к мероприятию. Со своей стороны мы привлекли несколько компаний корпорации "Система" для участия в #ЩедромВторнике. Сейчас все карты раскрывать не будем, скажу лишь, что каждая компания в рамках своей корпоративной социальной стратегии включится в акцию со своей активностью и окажет поддержку, помощь или пожертвование согласно компетенции и своему профилю деятельности. На данные момент свое участие в акции подтвердили компании МТС, МТС-Банк, Лидер-Инвест, Озон.ру, Сегежа групп, Детский мир и Медси. Сегежа, например, планирует привезти грузовик опилок в Московский зоопарк. Также мы предлагаем нашим социальным и бизнес партнерам включиться в первый праздник благотворительности. Поскольку частные лица также могут участвовать в #ЩедромВторнике, вместе с коллегами и друзьями мы думаем, как лично принять участие. Скорее всего, мы поучаствуем в сборе средств для тех фондов и проектов, которым давно хотели помочь, проявим активность в уличных акциях, а также вовлечем новых участников". Елена Чернышкова, президент БФ "Система" Привлекайте сотрудников "Пример яркой западной кампании #GivingTuesday — кейс мемориального фонда помощи неизлечимым больным Марии Кюри. Каждый год 29 ноября все сотрудники фонда — от IT-специалистов до медицинского персонала — пишут письма благодарности жертвователям фонда. Это очень простой и понятный формат участия, но его результаты удивительны. Во-первых, сотрудники получают возможность посмотреть на результат своей работы со стороны. Во-вторых, несмотря на то, что это одна из самых уважаемых организаций и любимых в Британии, её доходы заметно вырастают по итогам марафона "спасибо": так, например, 15 минут, потраченные сотрудником организации на письмо, в итоге превращается в дополнительный час профессионального ухода за больными". Оксана Орачева, гендиректор Благотворительного фонда В. Потанина