Войти в почту

Был ли Тобол судоходным…

Река Тобол, сколько копий было сломано из-за нее в ХIХ начале ХХ веков. В ХVIII веке Тобол был судоходным, на небольших лодках крестьяне перевозили зерно в Тобольск и другие близлежащие города. Но с каждым десятилетием Тобол все больше мелел. Во многом этому способствовали многочисленные мельницы, стоявшие вокруг Кургана. За то в Тоболе было много разной рыбы: нельма, стерлядь, сырок, язь, налим, щука, линь, окунь, ерши, чебаки, ельцы, пескари. Ссыльный поселенец И. Завалишин писал в 1848 году: «В Кургане есть маленькая городская верфь, на которой стоят две недостроенные гниющие барки». Между курганскими мельниками в ХIХ - начале ХХ веков происходила постоянная конкурентная борьба. Одни утверждали, что Тобол судоходен, другие утверждали, что нет. От этого зависело, где и какие мельницы могут находиться, а какие нужно будет снести. Из воспоминаний купца К.А. Югова следует: «Смолин Д.И., который построил на правом берегу Тобола вблизи Кургана большую паровую мельницу – крупчатку, а второй – мельник Вагин, у которого на Тоболе тоже была мельница – крупчатка. Вот между ними и происходила борьба относительно пригодности Тобола для судоходства: Смолин утверждал, что судоходство возможно, Вагин – что невозможно. Было снаряжено несколько партий специалистов – водников с участием административных лиц. Одна партия, созданная Смолиным утверждала, что судоходство возможно, другая партия Вагина, утверждала обратное. Борьба продолжалась, как видно из документов, не один год. Верх взял Димитрий Смолин: Тобол от Кургана до Ялуторовска был признан судоходным, и все мельницы и плотины были снесены. Смолин торжествовал победу: Тобол судоходен, и он зафрахтовал в Тюмени пароход с баржей и в Тобольске погрузил на баржу лес и доставил его в Курган, а в Кургане погрузил на эту баржу свою крупчатку и доставил ее в Тобольск. Все же судоходство по состоянию русла, как не приспособленного для плавания судов, не проводилось, и после этого только одно судно во время большого половодья с большими трудностями с грузом леса добралось до Кургана, а от Кургана со Смолинской крупчаткой прошел только один пароход. И судоходство замерло». 19 мая 1871 года из Тюмени первым рейсом в Курган прибыл пароход «Благодать», который был встречен жителями города и ближайших деревень с чрезвычайным удивлением. А в 1899 году было открыто Курганское агентство Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования клади и товарных складов. [caption id="" align="alignnone" width="600"] На реке Тобол. н.ХХ в.[/caption] 7 мая 1914 года из Тобольска в Курган прибыл пароход «Тюмень» с вице-губернатором Николаем Ивановичем Гавриловым, советником губернского правления Виноградским и губернским инженером Шокальским для осмотра повреждений, нанесенных паводком. Но это было крайне редким явлением, вот что писала по поводу судоходства на Тоболе «Народная газета»: «Появление парохода в водах маловодного Тобола привлекло громадную толпу публики. Тобол, пересыхающий в некоторых местах летом, очень редко дает возможность плавать по нему пароходам, даже таким маленьким, как прибывший». Пароход «Тюмень» находился в плаваниях в бассейне Оби по маршрутам: Тура – Тобол – Иртыш. [caption id="" align="alignnone" width="600"] Пароход "Тюмень". 1914 г.[/caption] В советское время началось строительство лодочной пристани. Работало 7 лодок, затем оборудовали еще 3 новых на тот момент, моторных лодки. Зимой на реке Тобол организовывался каток, который был в окружности около 1 километра, для рыбной ловли создавались специальные места, на право пользования которыми, продавались талоны. В годы войны по поручению горисполкома на реке Тобол были установлены утепленные будки для полоскания белья. Летом организовывались платные купальни. В 1943 году Тобол впервые был использован для лесосплава, таким образом Курганская электростанция получила по реке 550 кубометров строевого леса и десятки кубометров дров. Многие горожане еще помнят, как в 1950-60-е годы по Тоболу передвигались катера и теплоходы. [caption id="" align="alignnone" width="600"] Из архива Марины Каплиной.[/caption] В апреле 1951 года речники курганской пристани подняли флаг навигации. В первый рейд Курган-Редуть вышли катера «Енисей» и «Пионер», и так происходило каждый год. В апреле 1963 года работники Курганского эксплуатационного участка Иртышского речного пароходства при подготовке к навигации, решили удлинить судоходные трассы по Тоболу. Был намечен 60-километровый маршрут Курган – Верхняя Утятка. Здесь начал курсировать новый комфортабельный 62 – местный теплоход. Вниз по реке судно следовало до деревни Савинково. В апреле 1965 года речные суда курсировали по маршрутам Курган – Белозерское и Курган – Введенское. Последние теплоходы появлялись на Тоболе в начале 1970-х годов, с середины десятилетия, судоходство практически прекратилось.