Войти в почту

Художника обидеть может каждый коммунальщик

НЕСЕМ ТВОРЧЕСТВО В МАССЫ Всё - пыльные музеи с картинами за стеклом остались в прошлом веке. Теперь художественный прогресс вперед тянут так называемые арт-резиденции. Это такие небольшие коммуны, куда народ приезжает творить. Живописцы, скульпторы, артисты, хиппи, йоги и прочая одухотворенная братия живут вместе, подпитываясь друг от друга аурой... Бог его знает, какой аурой. Скорее всего, свежевыкуренной запрещенной травки. Но дело не в этом. Просто сейчас заметная часть современного искусства рождается именно в арт-резиденциях. Художники кочуют по ним, переезжая из страны в страну. В результате появляются новые картины, инсталляции, скульптуры. Потом на аукционах это добро уходит за сотни тысяч долларов. Еще одна фишка арт-резиденций — они обычно возникают в каких-то богом забытых уголках. В Гааге (Голландия) под жилье приспособили грузовые контейнеры на берегу, в Лейпциге (Германия) использовали старую хлопковую фабрику, в тайваньской деревне Чэнлун художники живут в шалашах. Но стоит творческому народу где-то окопаться, как все вокруг меняться в лучшую сторону. Сначала художники начинают рисовать картины на стенах, потом на это едут смотреть туристы, дальше рядом селятся люди побогаче, живописцы устраивают мастер-классы в ближайших школах. В итоге, бывший спальный район (промзона или село) превращается в тусовое место, где проходят выставки, показы, и многие люди мечтают поселиться рядом. 200 лет назад таким творческим котлом у нас стал Царскосельский лицей. 100 лет назад — усадьба Абрамцево. РУССКАЯ АРТ-МАСТЕРСКАЯ Сейчас в России с арт-резиденциями откровенная напряженка. Попытки создать что-то подходящее предпринимают в Перми, Калужской области, Петербурге. Но, пожалуй, единственная полноценная арт-резиденция заработала в подмосковной деревне Ильинский погост. За три года (с 2013-го) творческая усадьба Гуслица превратилась в настоящую Мекку для иностранных туристов и русской богемы. - То, что сделали художники, музыканты, поэты, психологи за считанные годы своими руками, иначе как чудом не назовёшь, - уверен журналист Валерий Хилтунен. - Из гигантских фабричных развалин поднялась творческая усадьба, где градус кипения проектной, научной, созидательной жизни был выше, чем в любой из многочисленных точек планеты, куда заносило меня журналистское любопытство. Гуслица, в лучших традициях жанра, открылась в здании дореволюционной ткацкой фабрики. От завода остались только стены из красного кирпича, да чугунная винтовая лестница. Художники, волонтеры и творческие меценаты приспособили место для жизни. В окна вставили стеклопакеты, крышу залатали, у забора разбили огород, а рядом поставили загон для коз и гусей. Когда минимум комфорта был получен, обитатели Гуслицы занялись тем самым взаимным подпитыванием аур. Йоги принялись учить всех желающих индийской мудрости. Знатоки природы на экскурсиях в ближайшем лесу рассказывали о чудесном совершенстве геометрии шишек. С начала июня по конец августа в Гуслице проходил летний семейный университет — около 800 человек, которые не хотят отдавать своих детей в школу, жили в палатках и делились навыками домашнего обучения. Несколько спецов по каллиграфии начали вести в ближайших школах уроки. Дети были в восторге — ничего даже похожего сельская учительница им не показывала. А иностранцы навещали Ильинский погост из-за артхаусных кинофестивалей, выставок авангардных художников, экспериментальных театральных постановок. Все гости Гуслицы жили прямо в арт-резиденции. Кто в палатке, кто в бывшем фабричном корпусе. Плата чисто символическая. Проживание и еду (гречка без мяса) разрешалось отработать на огороде или скотном дворе. ВСЕ РАЗВАЛИЛИ В ОДИН ДЕНЬ Теперь Гуслицы как таковой нет. 4 октября в творческую усадьбу на нескольких автобусах приехали люди в масках и с дубинками. Сначала они выломали ворота, а потом штурмом взяли само здание фабрики. Художники, понятное дело, никакого серьезного сопротивления оказать не могли. Жителей арт-резиденции выгоняли на улицу прямо в тапках и халатах. Все остались кто в чем был — переодеться или забрать личные вещи никому не дали. Температура воздуха, на секундочку, в тот день была всего +11 градусов. Оказалось, что у Гуслицы перед местными энергетиками вырос астрономический долг (6 млн рублей) за электричество. Творческую усадьбу объявили банкротом, а имущество арестовали. Маски шоу для художников организовал арбитражный управляющий Сергей Катков — он теперь будет пускать с молотка добро арт-резиденции. ХУДОЖНИКИ НЕ СДАЮТСЯ Недоумевающие художники несут круглосуточную вахту около оккупированной Гуслицы. Днем они греются у костра, а ночью кутаются в одеяла в холодном трейлере, который подогнали неравнодушные люди. - Дело в том, что внутри остались все наши вещи, - рассказал «КП» Вардан Оганисян (он делал в творческой усадьбе миниатюры). - За работы мои страшно. Охрана не дает их забрать. Да и с одеждой, которая лежит в доме, расставаться не хочется. Сейчас Вардан больше всего похож на колхозника, который долго не возвращался с покоса. На художнике спортивные штаны, теплая куртка и резиновые сапоги. Одежду не помешало бы постирать, но в поле сделать это негде. Сменить вещи тоже не получается, так как весь гардероб сейчас заперт в арт-резиденции. - А что мешает пойти и забрать свое имущество? - Так охрана не дает. У них там пистолеты. Рядом с Варданом, около костра, сидит Андрей Соломатов. Артист в Гуслице работал над уличными постановками и цирковыми номерами. - Тут место особенное — здесь я раскрываюсь и творю. До захвата я работал над новым акробатическим представлением, - рассказал Андрей. Окладистая борода делает его похожим на древнерусского витязя. Мужчина, чтобы не терять навыки, продолжает тренироваться. Для меня Соломатов несколько минут жонглировал настоящей косой. Андрей дежурит в надежде, что Гуслицу все же не закроют — он тут наездами уже три года живет. ВСЕ УКРАДЕНО ДО НАС Под видом художника, которому надо покормить коз и гусей, я рискнул пойти на захваченную территорию арт-резиденции. Скотина, которую держали волонтеры, попала под арест суда, но за ней никто не ухаживает. Со мной для поддержки отправилась волонтерша Валентина Михайлова - до 4 октября она была в Гуслице за коменданта общежития. Заодно женщина показала дырку в заборе, ведущую мимо запертых ворот. - В комнатах остались не только одежда и картины, но и мобильные телефоны, планшеты, драгоценности, - рассказала Валентина. - Никто же не успел собраться. Пара человек, которые смогли попасть внутрь, рассказали, что все помещения перерыты. Более-менее ценные предметы пропали. Гуси и козы, судя по всему, тоже исчезли - загон для животных оказался пуст. Неужто их уже съели? - Эй, вы кто? - с акцентом заорал нам охранник. Мужчина с балкона наблюдал за нашим приближением. - Куда коз и гусей дели? Мы же их столько растили, они у нас вот такими маленькими бегали, - перехожу в атаку. - Никуда они не делись, - успокоил сторож. - Стойте, сейчас спущусь. Пока охранник шел ко мне, я смог осмотреться. Если честно, арт-резиденция на первый взгляд не особо впечатляет. По углам бывшего заводского двора заросли сорняков. Посередине участка большая рука из полиэтилена на деревянном каркасе указательным пальцем тычет в небо (говорят, инсталляция известного художника). Около забора стоит большой вигвам — тут любили собираться йоги. Памятник Ленину у входа украсили гжельскими тарелками и чайниками — получился какой-то языческий тотем. Красные стены бывшей фабрики расписаны картинами. Зачем надо было выгонять всех из Гуслицы? Кирпичный дом с огородом кроме художников никому же не нужен. Единственная ценность места — это творческая атмосфера. - Заберите с собой всех коз и гусей, нам они не нужны, - охранник все же дошел до меня. У небритого мужика кавказкой наружности из-за пояса торчит травматический пистолет. Общий вид как у бандита из 90-х. Дальше сторож начал жаловаться нам на таинственного чужака, который якобы проникает каждую ночь в здание. - Мы его видим, но поймать никак не можем. Только утром окна находим открытыми. Бог его знает, правда ли кто-то лазает в Гуслицу или захватчики просто придумали историю, чтобы потом объяснить пропажу всех ценных предметов. - Картины и прочее искусство когда отдадите? Это все личные вещи художников, - заявила Валентина Михайлова. - Когда Сергей Катков (тот самый арбитражный управляющий) разрешит, тогда и заберете, - ответил сторож. Приятная беседа с охранниками у меня не сложилась. В дом вооруженные мужики не пустили, ладно хоть разрешили покормить животных - они бегали за углом. Волонтеры в лесу собрали для зверушек грибы. Но стоило высыпать корм, как меня, что называется, попросили вон. ПОЛНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ Действия арбитражного управляющего я обсудил с экпертом по банкротствам Алексеем Ивановым. - Катков имел право выкидывать людей? - Если обитателей арт-резиденции письменно уведомили о выселении, то они должны были сами покинуть помещение. И в такой ситуации работники ЧОП действовали в своих полномочиях. - Ирина Худорожкова утверждает, что уведомления не было. - Если это так, то люди в масках поступили незаконно. В любом случае, при аресте имущества необходимо провести полную опись вещей. А это, как я понимаю, никто не сделал. Сам Катков признался «КП», что ни письменных уведомлений не было. Да и опись вещей он не проводил. Все это грубые нарушения закона. - Если хозяин какого-то имущество, оставшегося в Гуслице, напишет мне заявление, он все получит назад, - заявил арбитражный управляющий. ОТКУДА ДОЛГ В 6 МИЛЛИОНОВ? Говоря по совести, Гуслицу мне страшно жалко, но художники сделали абсолютно все, чтобы довести дело до ареста имущества. Уровень раздолбайства в творческой усадьбе просто зашкаливал. Бывшую фабрику художница Ирина Худорожкова на свое юрлицо купила еще в 2004 году. В 2005-м она узнала, что ближайшая деревня Ильинский погост электричество берет через счетчик завода. То есть, сельчане пользуются светом, а платить за это должна Ирина. Казалось бы, надо, как делал Чубайс, отключить рубильник и жить дальше. А люди пусть сами разбираются — вот она расплата за халявное электричество. Но Худорожкова пошла по самому нелепому пути. - Мне было как-то жалко местных жителей, да и другие заботы навалились, поэтому проблему с электричеством я отложила, - рассказала «КП» художница. Увы, история сама собой не рассосалась. К 2013 году долг перед Мосэнергосбытом вырос до 6 млн рублей! Это при том, что в 2000-х годах Ирина уже компенсировала часть задолженности. - А почему вы не брали деньги с Ильинского погоста? Раз уж они электричество использовали за ваш счет? - Я же художница, а не коммунальщик. Сложно разобраться в этой теме, поэтому я решила просто не лезть. В 2012 году Мосэнергосбыт подал в суд на юрлицо Худорожковой, требуя признать его банкротом. Энергетическую компанию можно понять — бывшая фабрика светом пользуется, а платить не хочет. О своем банкротстве художница узнала только в 2013 году. Сама виновата. Письма из суда, как написано в законе, шли на юрадрес фирмы - а почтовый ящик там Худорожкова не проверяла годами. В 2013 году можно было еще что-то предпринять! Но в это время в бывшей фабрике Ирина открыла творческую усадьбу Гуслица. Художнице стало не до финансовых проблем — она с головой ушла в новый проект. Хозяйка арт-резиденции вплотную занялась своим банкротством лишь весной 2016 года. К сожалению, процесс за четыре года дошел уже до такой стадии, что отменить арест имущества стало практически невозможно. ПОМОЧЬ РАДЫ, НО НЕ МОЖЕМ В областном Министерстве культуры о бедственном положении Гуслицы знают. Но вмешиваться власти не хотят. - Понимате, с точки зрения закона идет спор двух хозяйствующих субъектов, - рассказала «КП» министр культуры Московской области Оксана Косарева. - Есть юрлицо, которому принадлежит арт-усадьба, есть электрическая компания. Как-то участвовать в их судебных разбирательствах нам запрещено. Хотя я понимаю, что Гуслица — интересный культурный проект. Мы плотно сотрудничаем с художниками. Хорошо, что хоть культурное начальство понимает ценность Гуслицы. Местные сельские жители на богемную коммуну смотрят с легких классовым раздражением. - Лично мне арт-резиденция нравится, - говорит «КП» директор Ильинской школы Юрий Карякин. - Но остальные жители современное искусство оценить не могут. На какие-то выставки мы даже боимся отпускать детей. Хотя польза от Гуслицы есть - к нам приходил художник преподавать каллиграфию. Ребята сначала испугались учителя, всего покрытого татуировками. Но потом предмет затянул учеников. ШАНС ЕСТЬ История с арт-резиденцией дошла до губернатора Подмосковья — Андрей Воробьев распорядился как-нибудь помочь художникам. Вмешательство главы региона действительно пошло на пользу. Если раньше Мосэнергосбыт за долги требовал продажи дома, то сейчас компания согласилась просто взять деньги. Художники уже почти собрали нужные 6 млн рублей. - Есть шанс, что история с банкротством закончится, - заявил «КП» Алексей Иванов. - Будет назначен совет кредиторов. Если Мосэнергосбыт заявит, что претензий не имеет, то процедура банкротства завершится.

Художника обидеть может каждый коммунальщик
© Комсомольская правда