Сегодня в России отмечают день такси
Сегодня, 22 марта, таксисты по всей стране отметят свой профессиональный праздник. В этот день поздравим тех, кто каждый день комфортно и безопасно помогает нам добраться до нужного места.
История классического такси отсчитывается с 22 марта 1907 года, когда в городах Великобритании запустили автомобили с таксометрами - счетчиками пробега, которые автоматически переводили расстояние в сумму оплаты. Такие прозрачные расчеты повысили доверие пассажиров и популярность таксистов.
В России и до появления автотранспорта извозчики были не только важнейшими участниками уличной жизни, но и неотъемлемыми персонажами русской литературы. Постепенно их слава перешла к таксистам - с 1907 года платные моторные экипажи стали разъезжать сначала по столичным улицам, а потом и по остальным городам империи. Революция немного затормозила развитие такси в России, но в 1925 году эта служба возродилась - уже в Советском Союзе.
В 90-е годы работа в такси спасала тех, кто терял заработок, - "таксовать" выходили даже академики. Долгое время таксисты были лучшими знатоками города: они знали, через какие дворы доставить вас на вокзал ровно к отправлению поезда, где срезать и объехать пробки, а дороги знали буквально наизусть. Еще пара десятков лет, и большие города России изменились до неузнаваемости. И таксопарки разрослись вместе с ними. Таксисты обзавелись навигаторами, и сама служба такси трансформировалась в целый экономический сектор. В прошлом году количество таксистов в стране оценивалось примерно в миллион человек.
Аттестация и особый контроль - новые условия для российских таксистов
Новый уровень со временем потребовал и новых правил для сервиса такси: весной этого года в Москве и Подмосковье ввели обязательную аттестацию для водителей такси на знание города, правил перевозки и действий в чрезвычайных ситуациях. Без нее перевозчики не смогут принимать заказы. Вопросы теста моделируют для водителя экстренную или стрессовую ситуацию: ДТП, пожар, забытые вещи в салоне или обнаруженные опасные предметы. Также тест проверяет таксиста на способность выбрать оптимальный маршрут до вокзалов, медучреждений и других ключевых объектов городской инфраструктуры. Известно, что примерно 80% таксистов проходят аттестацию с первого раза. Более 20 тысяч столичных и 5,6 тысячи подмосковных водителей успешно прошли тестирование с августа 2024 года, когда аттестация стартовала в пилотном режиме. После внедрения тестирования в Московском регионе программу аттестации могут распространить и на другие российские субъекты.
Ответственность за нарушения ПДД на пассажирских перевозчиках двойная
В России все участники дорожного движения обязаны соблюдать ПДД, но к таксистам подход особенно строгий. В Московской области сотрудники Госавтоинспекции регулярно проводят специальные рейды и профилактические мероприятия с водителями такси. В январе 2025 года только за одну неделю подмосковные автоинспекторы провели почти 6 тысяч таких рейдов. В их ходе больше 150 машин такси отправились на штрафстоянки.
Дополнительным стимулом соблюдать ПДД для таксистов стали комплексы фотовидеофиксации. Осознание того, что любое нарушение будет зафиксировано и повлечет за собой штраф, дисциплинирует водителей и способствует более ответственному поведению на дороге. Это особенно важно, так как таксисты перевозят пассажиров и их действия напрямую влияют на безопасность людей.
Так, в Подмосковье, где система фотовидеофиксации одна из самых передовых в России, работают порядка 2 тысяч стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации. Они контролируют соблюдение ПДД и ежегодно помогают повышать уровень безопасности на дорогах области.
"Так, по итогам 11 месяцев 2024 года количество аварий в 18 местах концентрации ДТП сократилось на 61%, число погибших - на 71%, а число раненых - на 55%, при этом в 6 местах аварийность полностью отсутствует - в этом году не было зафиксировано ни одного ДТП" - сообщили в Минтрансе Подмосковья.
Всего с момента внедрения системы фотовидеофиксации в Московской области с 2016 года удалось снизить количество ДТП на 43%, а число погибших и раненых - на 45 и 46% соответственно.
"Такси-контроль" - цифровой "фейс-контроль" для такси
Для безопасности и удобства пассажиров в ряде российских регионов введен единый стандарт оформления автомобилей такси. С 2021 года в Московской области выявлять нарушения регионального стандарта у таксомоторных перевозчиков без помощи инспекторов Госавтоинспекции позволяет автоматизированная система "Такси-контроль", разработанная ГК "Урбантех". Нейросеть анализирует материалы с камер видеонаблюдения и выявляет автомобили с нарушением цветографической схемы, а также фиксирует возможные повреждения атрибутики. Только за шесть месяцев 2024 года система "Такси-контроль" выявила более 4 тысяч нарушений атрибутики у перевозчиков и более 30 тысяч нарушений с момента внедрения.
После перехода на "цифру" разных российских структур уровень сервиса такси в России ощутимо вырос. В аэропорту любого города можно вызвать машину через приложение и избежать общения с назойливыми таксистами. Навигаторы помогли нам забыть знаменитое из 90-х "Дорогу покажешь?", а расчеты стали максимально прозрачными - каждая поездка оценивается заранее в зависимости от тарифа и сопровождается подтверждением об оплате. Для безопасности пассажиров в приложениях есть опция экстренного вызова, а доступ к базам данных агрегаторов такси теперь есть у Федеральной службы безопасности. В текущем году агрегаторы начнут работать только с лицензированными перевозчиками, а каждый водитель будет проходить медосмотр и принимать заказы только при наличии разрешения на перевозку пассажиров. Кроме того, в России постепенно вырабатывается стандарт общения между пассажирами и водителями: система рейтингов, благодарности и чаевых позволяет выстроить этические нормы службы такси. В Международный день такси не пожалейте "звезд" для хорошего водителя, который помог вам безопасно и вовремя добраться в пункт назначения.