Что известно о Московском скоростном диаметре

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2025 г. в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сообщили, что с 15 февраля изменятся правила проезда по Московскому скоростному диаметру (МСД). Большую часть времени проезд по ней останется бесплатным (за исключением транзита для машин, зарегистрированных за пределами Москвы и Подмосковья), а в часы наиболее высокой загрузки новые тарифы составят от 5 до 45 руб. в зависимости от длины маршрута.

Что известно о Московском скоростном диаметре
© ТАСС

ТАСС подготовил материал о МСД.

Основные сведения

МСД - бессветофорная автомобильная трасса в Москве, соединяющая три федеральные автомагистрали - М-11 "Нева", М-12 "Восток" и М-2 "Крым".

История

В 2002 г., еще до завершения строительства Третьего транспортного кольца (ТТК), власти Москвы предложили построить в городе еще одно, четвертое транспортное кольцо (ЧТК), между ТТК и Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД). Проект был одобрен мэром Москвы Юрием Лужковым в 2005 г. Дорога должна была стать бессветофорной, восьмиполосной и иметь протяженность около 74 километров. В частности, планировалось построить более 50 развязок, четырехкилометровый тоннель под музеем-заповедником "Коломенское".

В 2000-х гг. был построен только один полуторакилометровый участок ЧТК - между Щелковским и Измайловским шоссе. К началу 2010-х гг. планируемая стоимость проекта достигла 1 трлн руб., причем значительная часть этой суммы приходилась на выплаты собственникам объектов, которые требовалось снести для начала строительства.

В феврале 2011 г. новый мэр Москвы Сергей Собянин объявил строительство ЧТК нецелесообразным из-за высокой стоимости. После этого концепция дорожного строительства в столице была пересмотрена: предпочтение отдали не прокладке нового автомобильного кольца, а проектированию хорд. Они приближались к центру и выходили за МКАД на междугородные магистрали. Таким образом помимо связи районов города между собой создавались новые вылетные магистрали. Строительство хорд предусматривал еще генплан города 1971 г.

9 апреля 2012 г. Сергей Собянин на совещании с президентом РФ Дмитрием Медведевым представил программу развития транспортного узла до 2020 г., которая предусматривала строительство двух хорд внутри МКАДа - Северо-Западной и Северо-Восточной, а также Южной рокады. Впоследствии к ним была добавлена также Юго-Восточная хорда.

В отличие от ЧТК, проект хорд предусматривал минимизацию сноса действующих объектов и прокладку трассы (в том числе в эстакадном исполнении) вдоль существующих полос отвода железных дорог.

Активное строительство хорд началось в 2013 г. Наиболее проблемной оказалась Северо-Восточная хорда, при строительстве которой потребовалось отчуждение территории лесопарка Кусково и национального парка "Лосиный остров".

МСД

31 января 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге объявил, что Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды будут объединены в новую городскую магистраль, которую предложил назвать "Московский скоростной диаметр". Это название было утверждено по итогам голосования на сервисе "Активный гражданин".

На севере МСД начинается в районе Бусиновской развязки МКАД с трассой М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург), проходит вдоль путей Ленинградского направления железной дороги, затем сворачивает на восток и до пересечения с шоссе Энтузиастов повторяет трассу Малого кольца Московской окружной дороги (Московского центрального кольца). После шоссе Энтузиастов МСД разделяется на две части: одна из них уходит вдоль путей Рязанского направления железной дороги и после МКАД соединяется через Косинское шоссе с трассой М-12 "Восток" (в настоящее время по ней можно доехать до Казани). Южный же участок МСД проложен, в основном, вдоль путей Курского направления ЖД до соединения с Симферопольским шоссе (М-2 "Крым"). МСД имеет развязки с основными магистралями по пути следования.

Общая протяженность трассы - 68 км, по ней можно проехать через всю Москву за 40 мин. Почти на всей трассе действует повышенный скоростной лимит - 90 км/ч. Всего на ней 140 мостов, тоннелей и эстакад, 34 внеуличных пешеходных перехода.

Запуск участков трассы прошел в несколько этапов. Северо-Восточная хорда (от М-11 до Косинского шоссе) была полностью открыта 10 октября 2022 г. Сквозной проезд по Южному участку МСД от шоссе Энтузиастов до 32-го км МКАД был открыт 9 сентября 2023 г. Дорога-развязка, соединяющая МСД с Симферопольским шоссе, заработала 5 сентября 2024 г. Движение по связке МСД и Варшавского шоссе открылось 27 декабря 2024 г.

В 2025 г. планируется соединить МСД с трассой Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Строительство последнего участка МСД на юге столицы вдоль Каспийской улицы от Кантемировской улицы до Павелецкого направления МЖД планируется завершить в 2026 г.

Плата за проезд

26 июля 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление правительства Москвы об использовании МСД на платной основе. Было решено ввести плату за транзитный проезд по трассе. Исключение было сделано для автомобилей с московскими и подмосковными номерами. Плата была введена, чтобы уменьшить возможный транзитный поток через город: для объезда Москвы автомобилистам предлагается использовать ЦКАД.

Тариф за проезд составляет 950 руб. независимо от класса автомобиля. На МСД действует система "свободный поток", проезд по ней фиксируется камерами. Оплатить проезд можно при помощи транспондера (путем списания средств при проезде под рамкой) или по факту - через приложение "Парковки Москвы", портал "Госуслуги" или сайт mos.ru. Штраф за неоплаченный проезд составляет 3 тыс. руб. для легковых машин и до 15 тыс. руб. - для автобусов и грузовиков.

Если автомобиль с иногородними номерами воспользовался МСД не для транзитного проезда, например, добрался по нему в один из районов города и остановился там более чем на 24 часа, то плата с него не взимается.

Взиманием платы на трассе занимается ГКУ "Администратор Московского парковочного пространства".

Введение платы для москвичей и жителей Подмосковья

16 декабря 2024 г. в интервью газете "Коммерсантъ" заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов сообщил, что власти столицы могут ввести платный проезд по МСД для жителей Москвы и Подмосковья. Заммэра объяснил, что сейчас перед властями стоит выбор: либо превратить МСД в перегруженную трассу с заторами, либо создать возможность проехать по ней за более или менее прогнозируемое время за деньги.