В Музее музыки открылась выставка в честь 180-летия Римского-Корсакова
Из пятнадцати опер, сочиненных Николаем Римским-Корсаковым, 180-летие которого мы отмечаем в этом году, пять - это оперы-сказки. Именно о них рассказывает новая выставка в Российском национальном музее музыки.
"В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут..." - однажды Римский-Корсаков сыграл своим гостям фрагмент своей "Сказки о царе Салтане", в котором речь шла о путешествии царицы с сыном в бочке. И на его вопрос, что они представляют себе, слушая эту музыку, гости безошибочно ответили - блистание звезд в холодном небе.
Фрагмент выставки, посвященный опере по сказке Пушкина, полон чудес и раритетов. Рукопись вступления к "Сказке о царе Салтане", ноты - даром что черновик - вписаны собственноручно Римским-Корсаковым в нотный стан рукой твердой и аккуратной. На обложке роскошного, оформленного в "русском стиле" клавира оперы парижского издания - три прекрасных девицы прядут, царь Салтан подсматривает и подслушивает. Сватью бабу Бабариху художник Иван Билибин увидел не сгорбленной старухой, а танцующей девицей.
Из истории в историю переходишь, словно листаешь альбом на глянцевой бумаге: экспрессивные эскизы костюмов из рук Бенуа и Поленова, клавиры в толстых обложках с золотым тиснением и цветными вклейками, многофигурные фарфоровые мизансцены. Жена художника Михаила Врубеля предстает в кокошнике в череде фотографий певцов - участников постановки оперы "Садко", среди которых Шаляпин - и в том самом образе "Волхова" в майолике работы Врубеля.
Для выставки "Царь сказки" свои фонды объединили РНММ и Псковский музей-заповедник.
Музыкальные сказки Римского-Корсакова выходили во времена расцвета русской сценографии, их оформляли Врубель, Коровин, Серов, Поленов. Идеи Коровина делать декорацию не просто фоном, а частью постановки воспринял Федор Федоровский - его эскиз "Торжища" для "Садко" в Большом театре с готовым к отплытию кораблем - это целая картина в сдержанных красках и с напряженным сюжетом. Работа Евгения Праведникова 1940 года, иллюстрация к опере "Кащей бессмертный": главный герой восседает на вознесшемся над землей троне, опершись на двуручный меч, в рогатом шлеме викинга.
Впервые в творческой биографии Римского-Корсакова главным героем оперы стал злодей: "Кащей..." писался композитором в преддверии революции 1905 года, а сам Римский-Корсаков единственный раз в жизни участвовал в общественном движении, опубликовав в газете письмо о поддержке студенческой забастовки, за что был уволен из Санкт-Петербургской консерватории...
Ее профессором он стал уже в 27, совмещая преподавание и сочинение музыки. На выставке есть его профессорские очки, но сильно близорукий Римский-Корсаков нередко надевал поверх них вторые, и все равно мог не узнать на улице знакомого, отчего его считали человеком высокомерным. Между тем в кабинете композитора, воспроизведенном тут в макете, не было рояля. Он стоял в гостиной, на нем музицировала супруга, с которой он прожил 37 лет.