Корреспондент "РГ" прокатился по ночному метро
Столичная подземка вместе с музеем Москвы пригласили горожан на экскурсию в метро. Казалось бы, что нового можно увидеть под землей, если каждый день ездишь там на учебу, работу, в театр? Но оказалось, что эту поездку в ночном метро можно сравнить с настоящим путешествием по времени.
Любознательных пассажиров набралось не меньше сотни. Чтобы мы не разбрелись по всему подземному городу, нас поделили на три группы. Экскурсовод нашей группы Мария Калиш начала путь с электродепо "Измайлово". Построенное в середине прошлого века, оно обслуживает сейчас Арбатско- Покровскую линию. То, что наше метро самое красивое в мире, знают все. Удивило другое: орнаментами и мозаиками, оказывается, украшены даже все рабочие цеха и служебные помещения подземки.
У электродепо "Измайлово" - особая история. Когда- то в нем располагалась временная станция метро "Первомайская", работавшая до 1962 года. Потом линию удлинили, появились новые станции - "Измайловская" и современная "Первомайская".
В бывшем кассовом зале, где сейчас оборудован актовый зал, посетителей ждали члены клуба исторической реконструкции московского метро - Олег Владимирович и Марина Александровна, одетые в реплику формы работников московского метрополитена конца 1936-го года. Двубортные тужурки с двумя рядами золотых пуговиц, белые рубашки, галстук, брюки на выпуск в комплекте с лакированными ботинками и фуражкой с жестким околышем по моде тех лет смотрелись очень импозантно!
На бывшей станции "Первомайская", которая была конечной на Арбатско - Покровской линии в 1954 - 1961 годах, сейчас расположился цех обточки бандажей колес и подъемочного ремонта. Дело в том, что со временем колеса деформируются, поэтому их приходится обтачивать. Несмотря на то, что станция строилась как временная, оформлена она тоже, как и все остальные в те времена, из довольно дорогостоящих материалов в стиле сталинского ампира. Мраморные полы и стены, путевые стены под керамической плиткой, потемневшей со временем. Потолок станции по первоначальной задумке должен был быть стеклянным, но от идеи отказались - не практично.
Интересно, что с 1950 по 1952 год здесь находилась мастерская Павла Дмитриевича Корина - советского живописца, где он создал мозаики для станций метро "Комсомольской", "Новослободской", "Смоленской" и других.
Удалось нам даже посидеть в кабине машиниста поезда "Русич". Это название выбрали сами пассажиры в ходе конкурса. На создание первенца потребовалось всего полтора года. Кузов состава сделан сочлененным, в вагонах - двойные ударопрочные стеклопакеты, протянуты две линии света. Звуковая информация стала дублироваться световой индикацией над дверями и на бегущих строках. Вмещает он 370 пассажиров. В более поздних модификациях в вагонах впервые появились кондиционеры. Такие поезда можно встретить на Сокольнической, Арбатско-Покровской, Бутовской линиях.
Ну, а дальше мы поехали на ретропоезде по служебной ветке метро. Первая остановка - станция "Партизанская". На колоннах у входа здесь - скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина авторства М. Г. Манизера.
Вторая остановка - станция "Бауманская". Архитектор Борис Иофан сначала планировал оформить ее в древнеримском стиле - в соответствии с первоначальным названием "Спартаковская", ее должны были украшать скульптуры гладиаторов. Но проект претерпел изменения. Со стороны центрального зала между нишами пилонов установлены полуколонны из полированного малинового кварцита, который добывается только в Карелии. Во всем Московском метро это единственное место, где использован такой материал.
Дальше поезд проезжает мимо заделов на станции "Ильинское ворота" и "Покровские ворота", которые так и не построили из-за нехватки времени - стояла задача поскорее проложить линию до Киевского вокзала.
Следующая остановка - "Площадь революции". Ее оформление посвящено этапам создания "Страны Советов" и сначала станцию
украшало 80 скульптур. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, скульптуры разобрали и вывезли в Среднюю Азию, но в 1944 году они были возвращены.Правда, во время эвакуации сильно пострадали - фактически развалились на части. Но так как каждая скульптурная композиция повторялась, их удалось восстановить.
С площади Революции поезд отправился не на Арбатскую станцию, как москвичи ездили до 1952 года, а на первую очередь Московского метрополитена, к
станции метро "Александровский сад", которая открылась 15 мая 1935 года. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве с островной платформой пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому там до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.
Дальше ретропоезд отправился в путь по Смоленскому метромосту, соединяющему станции "Смоленская" и "Киевская" Филевской линии. Его построили в 1937 году, и это был первый мост, предназначенный для интенсивного движения поездов метро.
Конечная станция - "Киевская". Здесь римские колонны, отделанные полихромным мрамором, поддерживают потолок. Их капители представляют собой четырехлучевые керамические звезды. Облицованные так же мрамором стены, плоские своды декорированы лепниной на темы плодородия и плоскими псевдокуполами, в которых расположены необычные конические светильники. Станция метро "Киевская" Филевской линии открылась 20 марта 1937 года. Свое название получила по располагающемуся рядом Киевскому вокзалу. До 1972 года существовал наземный вестибюль, снесенный при строительстве эскалаторного тоннеля со станции "Киевская" Кольцевой линии. Сейчас там располагается вход в подземный переход у Киевского вокзала.
С Киевской поезд с уставшими и сонными пассажирами, но полными впечатлений, отправился обратно в депо.