Метро в Краснодаре: почему о городской подземке только говорят, ещё и с советских времен

Вопрос строительства метрополитена в Краснодаре обсуждается, как известно, уже не одно десятилетие. Первые разговоры о необходимости подземной транспортной системы для крупного южного мегаполиса, который задыхается от автомобильных пробок, появились еще в конце прошлого века.

Метро в Краснодаре: почему о городской подземке только говорят, ещё и с советских времен
© Кубань-Информ

К идее возвращались неоднократно и в наши дни. Но все обсуждения заканчивались выводом: Краснодару не повезло, как другим крупным городам в советское время, не хватило финансовых ресурсов и понимания оптимального маршрута для метро. Так в городе не построили ни одной ветки.

На носу 2025 год

Ситуация начала меняться в последние годы, когда Краснодар значительно вырос, а пробки достигли критического уровня. Заторы стали неотъемлемой частью повседневной жизни для многих горожан. Окрашенные в навигаторах дороги в бордовый цвет и зашкаливающие показатели уровня пробок на дорогах добавляют большое количество стресса в жизнь краснодарцев. Отсюда — снижение качества жизни и увеличение времени на перемещение по городу. В связи с этим, тема строительства метрополитена вновь стала активно обсуждаться местными властями.

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: хотя официально проект строительства краснодарского андеграунда еще не утвержден, ведутся активные работы по проектированию и проведению необходимых экспертиз.

Разрабатываются различные варианты маршрутов, учитывающие особенности городской застройки, потоки пассажиров и перспективное развитие города. Также власти рассматривают различные варианты финансирования проекта. Отметим, ранее озвучивалась примерная стоимость проекта — 95 млрд рублей — но и она вскоре исчезла. Даже примерные расходы на данный момент неизвестны.

Не метро, а скоростной подземный трамвай: что говорят эксперты

Пропала не только примерная стоимость прокладки метро в Краснодаре, но и само название — «метро». Теперь городские власти называют проект никак иначе, кроме как «подземный скоростной трамвай». Это связано с залеганием транспорта.

Практически все эксперты скептически относятся к идее краснодарских чиновников возвести метро в городе. Например, Юрий Рысин, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук выразил сомнения по поводу целесообразности строительства полноценного метро. Заслуженный архитектор России считает, что выход из транспортной ситуации в Краснодаре заключается в развитии трамвайной сети.

Доцент кафедры геофизических методов поисков и разведки КубГУ Николай Рудомаха рассказал «Кубань Информ», что легкое метро неглубокого (мелкого) заложения предполагает строительство преимущественно в открытых котлованах. Однако грунтовые условия Краснодара — сложные для такой задачи. В связи с этим линию метро нужно закладывать на глубине от 30 метров и более. Но там кроется следующая проблема — особенности местных водонасыщенных грунтов.

Однако заведующая кафедрой нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники КубГУ доцент Татьяна Любимова заявила, что серьезных противопоказаний строительства метро в Краснодаре нет. Эксперт отметила, что современные технологии позволяют преодолеть специфику почвы краевого центра, где верхние слои грунта обладают просадочными свойствами, а также наблюдается высокое залегание грунтовых пород.

Руководитель департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Илья Поздняков заявил, что проект краснодарского метро отличается от традиционных метрополитенов. Но конкретики чиновник не привнес.

Маршрут «трамвая-крота»

Сейчас нет ни окончательных решений о начале строительства, ни сроков реализации. На данный момент имеется лишь примерный маршрут «трамвая-крота». Он пройдет от железнодорожного вокзала «Краснодар-1» через улицу Красную, улицу 40-летия Победы и закончит маршрут в районе Новознаменском или в районе аэропорта. Упор на то, что «метро» будет проходить через «Новый Краснодар».

Из последних новостей — скоростной подземный транспорт протянется на 30 километров и будет иметь 18 остановок в привычных для пассажиров точках. Сам проект пока прорабатывают.

Перед реализацией проекта стоит немало препятствий. Это и значительные финансовые затраты, и сложность строительных работ в условиях плотной городской застройки, и необходимость решения вопросов по пересечению подземных коммуникаций. Поэтому, несмотря на растущую потребность в метрополитене, его строительство спустя много лет остается в разряде «проектов» и до настоящего времени. Остается только запрашивать у искусственного интеллекта, как бы могла выглядеть подземка в Краснодаре.