В Иванове показали раритеты из собрания знаменитого "охотника за диковинами"

Редкие манускрипты и печатные книги, "стреляющую" шкатулку и необычные образцы текстиля выставили в Ивановском историко-краеведческом музея имени Д. Бурылина. В честь 110-летия со дня открытия экспозиции из фондов выбрали 110 предметов, представляющих разные грани этого богатого собрания.

В Иванове показали раритеты из собрания знаменитого "охотника за диковинами"
© Российская Газета

Его основоположником был "ситцевый" фабрикант Дмитрий Бурылин. Страстный любитель всего старинного и экзотического, он покупал в России и за рубежом отдельные диковины (вроде мумии знатной египтянки) и целые коллекции: денег, народных костюмов и утвари, фарфора и фаянса, курительных трубок, чернильниц, часов, женских народных украшений… В 1914 году его "Собрание редкостей и древностей" стало доступно горожанам. Это был первый публичный музей в Иваново-Вознесенске - настоящий культурный феномен, окно в большой мир.

Юбилейная выставка отражает широту интересов коллекционера: от археологии и текстильного производства до масонства и учения Льва Толстого.

Некоторые вещи демонстрируются впервые. Например - фрагмент европейской Книги гимнов конца XVIII века. Это был громадный том (79 на 55 сантиметров) в переплете из досок, обтянутых кожей. На пергаментных страницах вручную, характерным шрифтом прописаны тексты богослужебных песнопений на латыни и ноты к ним. Рядом - цветные изображения святых и ангелов.

Представлена знаменитая голландская Библия Пискаторов XVII века, или Theatrum Biblicum. Она была издана амстердамским художником и гравером Класом Янсом Висхером, который, по моде того времени, перевел на латынь свою фамилию (vissсher - "рыбак" на голландском, pisсator - на латыни) и подписывался "Nicolaеs Iohannis Рiskator".

Юбилейная выставка отражает широту интересов коллекционера - от археологии до масонства

"Это цельногравированные листы, которые выборочно иллюстрируют текст Ветхого и Нового Завета. Гравюры снабжены краткими комментариями на латинском языке. Наш экземпляр Библии имеет также рукописные пояснения на церковнославянском (полуустав, полуустав с элементами скорописи и скоропись XVII - начала XVIII вв.), которые представляют собой прозаический и поэтический перевод-перефразировку", - пояснили в музее имени Д. Бурылина.

Гости увидят первую датированную книгу в истории русского книгопечатания - "Апостол" ("Деяния святых Апостолов") 1564 года. Текст набран в две краски на плотной голландской бумаге ровным красивым шрифтом, напоминающим московский полуустав XVI века. Страницы украшены изящными заставками и узорной вязью. Этому шедевру типографского искусства в XVI и XVII веках подражали на Руси и далеко за ее пределами. Одно его свойство осталось непревзойденным. В "Апостоле" Ивана Федорова и Петра Мстиславца не найдено ни одной погрешности: ни плохих оттисков, ни непрочно закрепленных строк, ни нестойкой краски - и ни единой опечатки! Уникальный случай для полиграфии не только России, но и Западной Европы.

На выставке можно также увидеть "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и "Арифметику" Леонтия Магницкого. Именно их юный Михайло Ломоносов взял с собой в Москву из архангельской глуши.

Ивановский фабрикант Дмитрий Бурылин очень интересовался механическими устройствами. Среди постоянных экспонатов его музея - единственные в своем роде вселенские астрономические часы XIX века, одни из самых сложных в мире. В деревянный корпус шириной три метра вмонтированы указатели нескольких вечных календарей и местного времени на разных континентах. А на новой выставке гостей поджидает "секретная" стреляющая шкатулка (Россия, начало XIX века). Ее корпус сделан в виде стены форта с бойницами, внутри - шесть латунных пушек на лафетах. При открывании крышки каждая должна была выходить в свою бойницу и производить залп.

Аналогов шкатулке нет, заверили в музее: "Простая на вид шкатулка, которую предназначалось открыть, запустив тем самым серию выстрелов, вполне могла иметь декоративное назначение и презентоваться в качестве дорогого подарка человеку, например, связанному с военным делом".

Еще одна диковина - богато украшенное конское седло XIX века из Бухарского Эмирата. Оно принадлежало последнему бухарскому эмиру Сеид Алим-хану и досталось большевикам как трофей. В документах эту боевую операцию в Туркестане назвали "августовским революционным переворотом". Под натиском красных 16-тысячная армия эмира была разгромлена, сам он бежал в Кабул, а остатки войск и имущества оказались зажаты в крепости Арк. Конскую упряжь подарили Иваново-Вознесенску по поручению Михаила Фрунзе. Он познакомился с Бурылиным и увидел его сокровища (завещанные городу) во время губернского съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который в 1918 году проходил прямо в музее. Когда коллекция была национализирована, Дмитрий Геннадьевич служил ее хранителем. Он просил "товарища Арсения" по возможности присылать новые экспонаты, и тот несколько раз отправлял в музей интересные предметы с Туркестанского фронта.

В собрании Бурылина много предметов быта, привезенных из Европы и восточных стран. Для юбилейного проекта отобрали, в частности, украшение для удлинения пальцев - что-то вроде остроконечного наперстка с подвесками, "привет" из древнего Китая современным накладным ногтям.

Справка "РГ"

Выставка "110 раритетов Музея Д. Г. Бурылина" будет работать до первого мая 2025 года по адресу: Иваново, ул. Батурина, 6/40, Музей промышленности и искусства. Справки по телефону: +7 (4932) 32-74-05.