Волгоградцам рассказали о работе музейных реставраторов на выставке шедевров Рафаэля
В выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова на Чуйкова, 37 открылась выставка «Имя: Рафаэль. Статус: бессмертный...». Это познавательный выставочно-просветительский проект о технологии музейной реставрации ценностей на примере восстановленной старинной гравюры из фондов музея.
Кропотливая работа
Этот проект приподнимает завесу тайны над работой мастеров музейной реставрационной мастерской по восстановлению шедевров прошлого. Ценные оттиски западноевропейской гравюры XVIII–XIX веков, поступившие в фонд нашего музея в середине 1990-х годов из Государственного исторического музея, имели разную степень сохранности, изобиловали утратами графического «текста», порывами, сильными загрязнениями. В течение нескольких лет заведующая реставрационным отделом Анна Резниченко тщательно восстанавливала старинные гравюрные изображения, а музейный фотограф Андрей Стёпин пошагово фиксировал все этапы кропотливой работы реставратора.
К сожалению, не все утраченные фрагменты оттисков старых гравюр можно восстановить полностью. На некоторых из них отсутствуют значительные части. Один из них показывает художник-реставратор.
Рафаэль был одним из трех величайших художников эпохи Высокого Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сам он не занимался гравюрами, но привлек к их созданию одного из выдающихся итальянских граверов – Маркантонио Раймонди, который вырезал гравюры, воспроизводившие известные картины Рафаэля и специально созданные им для этого оригинальные рисунки. Переводили картины гениального художника в гравюры и другие мастера.
Особая аура
Выставка знакомит с главными шедеврами великого итальянского художника – изысканными «Мадоннами», величественными «Ватиканскими станцами» в изложении мастеров репродукционной гравюры: Джованни Вольпато, Пьера Александра Тардьё, Франца Ганфштенгля, Огюста Деснойерса, Иоганна Ульмера.
«"Сикстинская мадонна" – наиболее известная из картин Рафаэля, посвященных теме Мадонны с младенцем, – говорит куратор проекта Ирина Преображенская. – Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. Хранится она в Дрезденской галерее».
Выставка гравюр с картин Рафаэля размещается в затененном помещении минус первого этажа выставочного зала, куда не проникает солнечный свет, губительно действующий на полотно. Однако каждый экспонат мастерски подсвечен специальными фонарями, которые дают возможность хорошо рассмотреть все детали и создают в экспозиционных залах особую ауру.
Экспозиция оснащена информацией, рассказывающей как о первообразах представленных работ, так и об основных этапах кропотливого труда сотрудников отдела музейной реставрации, позволивших шедеврам стать доступными для зрителей.
Здесь же, на минус первом этаже располагается и мастерская художника-реставратора Анны Резниченко, которая показала журналистам и участникам вернисажа свое рабочее место, где были восстановлены представленные в экспозиции оттиски с гравюр творений великого итальянца в статусе бессмертного художника.