В торговых центрах стали закрываться рестораны

В торговых центрах (ТЦ) могут исчезнуть рестораны относительно дорогого сегмента. Из-за снижения трафика в ТЦ и засилья онлайн-торговли они теряют рентабельность. Если и заходят посетители поесть после покупок, то чаще в недорогой фастфуд. Но не все так критично: в ресторанах, расположенных в крупных ТЦ с большой долей развлечений и большим количеством арендаторов, наоборот, гостей становится только больше, утверждают эксперты.

В торговых центрах стали закрываться рестораны
© Российская Газета

Еще три года назад рестораны в ТЦ были более рентабельны, чем на улицах (на первых этажах зданий, в отдельно стоящих зданиях и т. п.), рассказал на выставке-конференции Mallpic председатель Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров, основатель ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов. Сейчас ситуация изменилась - рентабельность точек в ТЦ гораздо ниже, чем на улицах. При расчете бизнес-плана оказывается, что ресторан, открытый в ТЦ, окупится за 7 лет, а такой же на улице - за 3 года. Это ведет к тому, что рестораны будут уходить из торговых центров, считает он.

Основная причина этого, по мнению Миронова, - изменение поведения покупателей. Во-первых, растут маркетплейсы, которые отбирают клиентов, в первую очередь, у ТЦ, и этот вал еще удвоится-утроится. Во-вторых, посетители все чаще приходят в ТЦ целенаправленно в продуктовые гипермаркеты. "То есть вроде ТЦ работает, вроде поток есть, но это поток ... гипермаркета, - поясняет Миронов. - Они пришли, совершили покупки и ушли". Если раньше за каждым вторым столиком сидели люди с пакетами покупок из ТЦ, то сейчас их стало очень мало. Пять лет назад, рассказывает Миронов, 70% посетителей ресторана приходили из ТЦ, 30% целенаправленно шли в ресторан. Сейчас соотношение обратное - 20% к 80%. И если в ресторане на городской улице сложно забронировать столик на уик-энд уже во вторник, то в таком же ресторане ТЦ легко найти место, придя туда уже в выходные. Особенно печальная ситуация в ТЦ, которые не окружены жилыми массивами.

Если в ресторане на улице сложно забронировать столик на уик-энд уже во вторник, то в таком же ресторане ТЦ легко найти место прямо в выходные

При этом на скидки по арендной плате для ресторанов соглашаются далеко не все владельцы коммерческих площадей. Хотя рестораны, убежден Миронов, и сами генерят неплохой трафик посетителей для торговых центров.

По мнению генерального директора консалтинговой компании Restcon Елены Перепелицы, причина снижения рентабельности ресторанов в ТЦ - в самих ТЦ. Их трафик просел, поскольку многие известные зарубежные бренды одежды и обуви ушли и не всякая замена оказалась удачной. Кроме того, отнимают часть трафика онлайн-магазины. При этом фастфуд и недорогие рестораны чувствуют себя в ТЦ хорошо - все-таки люди стараются экономить, считает эксперт.

У TanukiFamily пять заведений работают в ТЦ. Ни один из них компания не собирается закрывать как минимум ближайший год, рассказали "РГ" в пресс-службе. Трафик (по количеству чеков) в ресторанах в стрит-ретейле и ТЦ за период январь-октябрь 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года по разным локациям примерно идентичен. А вот динамика прироста по числу чеков между этими форматами отличается: в ТЦ прирост составил 6,2%, а в стрите отмечается падение на 0,3%, уточнили там.

Нельзя сказать, что стрит-ретейл стал более рентабельным, нежели ТЦ, считает управляющий партнер ресторанного холдинга "Тигрус" Александр Мурачев. Скорее, речь может идти о падении выручки в отдельных торговых центрах.

"В нескольких ТЦ из-за ряда событий значительно упала посещаемость. От этого выручки поползли вниз. Следом - рентабельность, так как работать на низких оборотах практически невозможно. Особенно когда растет стоимость продуктов и существует острый дефицит кадров", - поясняет он. При этом рестораны в других ТЦ показывают хорошую динамику.

Ситуация в целом не столь катастрофическая, считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Удачные и востребованные заведения привлекают посетителей вне зависимости от их локации. В крупных ТЦ, особенно в тех, которые ориентированы на качественную развлекательную составляющую и разнообразие арендаторов, кафе и рестораны играют важную роль. Они способствуют увеличению времени пребывания посетителей в центре и помогают стимулировать общий трафик, особенно в вечернее время и в выходные дни.

"Мы отмечаем устойчивый интерес со стороны арендаторов к качественным площадкам с хорошо проработанной коммерческой составляющей. В этих случаях кафе и рестораны могут быть эффективными точками притяжения, и торговые центры будут заинтересованы в их поддержке, включая возможные пересмотры арендных ставок и гибкие условия для успешных и перспективных арендаторов", - говорит эксперт.

По данным NF Group, доля арендаторов общественного питания в торговых центрах Москвы составляет 6%, и она существенно не меняется в течение последних 10 лет. Около четверти площадей общепита приходится на рестораны быстрого питания. Наибольшие площади приходятся на заведения итальянской кухни (6%), грузинской и японской (по 4%).

В последние годы наблюдается устойчивый рост доли предприятий общественного питания в ТЦ, подчеркивает вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. "Если бы рестораны и кафе в ТЦ были нерентабельны, их количество не увеличивалось бы. Хотя в отдельных случаях заведения могут сталкиваться с трудностями, в целом ТЦ предоставляют успешные площадки для бизнеса общепита".

Рестораны и кафе в ТЦ, по его словам, привлекают широкий поток посетителей, что способствует увеличению выручки. Так, только в 2023 году оборот предприятий общепита в России вырос на 14% в сопоставимых ценах, что свидетельствует о стабильном спросе на услуги общепита, в том числе в ТЦ.

В свою очередь, ТЦ заинтересованы в поддержке разнообразного пула арендаторов, включая заведения общепита, поскольку они генерируют дополнительный трафик и способствуют лояльности посетителей, - заверяет Люлин. - В условиях снижения рентабельности отдельных заведений ТЦ могут пересматривать арендные ставки, предлагать гибкие условия аренды или другие формы поддержки, чтобы сохранить баланс между коммерческой выгодой и привлекательностью для посетителей. Но надо отметить, что торговые центры тоже имеют свои затраты, которые последние годы неуклонно растут (налог на имущество, услуги эксплуатации, содержание кредита), поэтому у этой "гибкости" тоже есть нижний предел