Инновационный подход: как столичные аэропорты внедряют современные разработки

14 октября в московском аэропорту Шереметьево показали инновации, которые применяются для обеспечения надежности и безопасной работы одной из крупнейших авиагаваней.

Инновационный подход: как столичные аэропорты внедряют современные разработки
© Вечерняя Москва

Столица является самым крупным авиационным портом страны. По данным Росавиации, за 2023 год совокупный пассажиропоток крупнейших аэропортов московского авиационного узла составил 70,7 миллиона человек, что почти на 5 миллионов больше в сравнении с 2022 годом.

Аэропорт Шереметьево — один из самых больших в стране. Чтобы обеспечить его бесперебойную работу, компании, которые занимаются обслуживанием аэропорта, стремятся применять в своей работе самые современные достижения науки и техники. Инновации в отрасли вчера показали участникам конкурса «АвиаТех» Агентства инноваций Москвы.

Рядом с терминалами аэропорта расположен топливозаправочный комплекс. Заместитель генерального директора предприятия «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» Алексей Кочергин рассказал, что многие процессы в этом комплексе автоматизированы.

— Например, у нас есть несколько насосов, которые работают целиком в автономном режиме. Когда топливозаправщик подъезжает к нашей трубе, чтобы закачать авиатопливо, давление в трубе падает. Тогда система сама включает насосы, чтобы восстановить баланс, — пояснил он.

Кроме того, на оборудовании установлены датчики, которые реагируют на различные отклонения. Алексей Кочергин пояснил, что в случае экстренной ситуации автоматика может сама остановить работу всего комплекса.

Замгендиректора подчеркнул, что авиатопливо, которым заправляют самолеты, проходит несколько этапов очистки, а также ежедневную проверку в лаборатории.

— Оборудование, которое выполняет анализ, автоматически передает все данные на компьютер лаборанта. Вручную мы уже ничего не вносим в систему, — поделилась начальник лаборатории Елена Хамитова.

Показали участникам «АвиаТеха» и единственный в России электронный топливозаправщик. Начальник транспортного цеха и начальник транспортной службы Рафаэль Гайнулин отметил, что машина на электрической тяге гораздо более эффективна и экологична в сравнении с предшественником на дизельном двигателе.

— В условиях санкций электрический двигатель проще в ремонте, — добавил он. — В разных погодных условиях он показал себя очень хорошо.

Инновации активно внедряются и в других аэропортах Москвы. Например, десять модулей паспортного контроля для прохода пассажиров по биометрии установят в аэропорту Внуково к декабрю 2024 года. А в аэропорту Домодедово ряд пассажиров могут пройти в зону ожидания, отсканировав биометрические данные через специальный терминал. Благодаря конкурсу «АвиаТех» в будущем инноваций в аэропортах станет еще больше.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С августа 2023 года в Агентство инноваций Москвы поступило более 20 запросов по 6 направлениям на инновации от российских компаний авиаотрасли. По данным открытой платформы Startup Guide, за последние 5 лет количество стартапов и технологических компаний в авиаотрасли выросло в 2 раза — с 61 до 123. На конкурс «АвиаТех» поступило 170 заявок от разработчиков со всей России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кристина Кострома, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы:

— Наш технологический конкурс «АвиаТех» стал первым в России конкурсом для стартапов, которые создают разработки для авиационной отрасли. И это не случайно. Авиационная отрасль сегодня — это одно из наиболее приоритетных направлений структурной адаптации экономики Российской Федерации и обеспечения технологического суверенитета нашей страны. При этом в российской авиационной отрасли сегодня есть серьезный запрос на передовые отечественные технологии и инновации.